Разговоры о важном 8-9 класс. 9 октября 2023. «О взаимоотношениях в коллективе»

Разговоры о важном 8-9 класс. 9 октября 2023. «О взаимоотношениях в коллективе»
06.10.2023 0 Автор Сергей Карбинов

Цели занятия:

  • осознание ценности коллектива в жизни человека;
  • понимание важности вклада каждого в позитивные, доброжелательные отношения в коллективе;
  • понимание различий между понятиями «травля/буллинг» и «конфликт», знакомство со способами преодоления травли/буллинга.

 

Формирующиеся ценности: жизнь, взаимопомощь и взаимоуважение.

 

Основные смыслы: обучаясь в школе, важно научиться выстраивать отношения с одноклассниками, что в значительной степени способствует сохранению дружного коллектива. Взаимопомощь и взаимопонимание, уважение к каждому его участнику – основа крепкого коллектива. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как не стать жертвой «травли/буллинга», и самому не опуститься до «травли» других, необходимы всем.

 

Продолжительность занятия: 30 минут

 

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.

 

relationship-89-script

 

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • комплект видеоматериалов;
  • интерактивное задание.

 

Партнер занятия: Московский государственный психолого- педагогический университет.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящено очень важной теме, которая касается всех нас – взаимоотношениям в коллективе.

Слово «коллектив» у всех на слуху, мы часто им пользуемся. А хорошо ли мы понимаем, что это? Попробуйте подобрать синонимы к слову коллектив и дать определение этому понятию.

Ответы обучающихся

 

Учитель. Вы правильно отметили, что главная отличительная черта коллектива – это сплоченность людей, их желание достичь общую цель. Поэтому и синонимами коллектива являются команда, товарищество, объединение, братство, сообщество.

 

Учитель. Ребята, сейчас предлагаю выполнить задание, в котором вам потребуется умение согласовать ваши действия, усилия для достижения общей цели.

Выполнение коллективного задания (учитель может выбрать любое из предложенных заданий)

Задание 1. «Пазлы»

  1. Каждый ученик получает пазл (см. дополнительные материалы).
  2. За 5 минут необходимо найти одноклассника, у которого есть пазл, который соединяется с их собственным.
  3. Пары демонстрируют соединенные пазлы и озвучивают фразы, на них написанные.

При соединении пазла получаются пословицы, цитаты про дружбу, коллектив, сотрудничество, например:

люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку,

  • талант выигрывает игры, а команда — чемпионаты,
  • одно колесо не покатит повозку и т.д.

 

Задание 2. «Коллектив»

  1. Учитель делит класс на 3-4 команды, каждая команда получает набор букв (к, о, л, л, е, к, т, и, в) – см. дополнительные материалы

 

  1. За 5 минут требует составить как можно больше слов, используя эти буквы, а также составит слово, в котором все буквы будут использованы.
  2. Команды озвучивают полученные слова.

 

Обсуждение после выполнения группового задания:

  1. Поделитесь впечатлениями – легко или сложно вам было выполнять задание? Почему?
  2. Что мешало достижению общей цели? Что помогало?
  3. Какие навыки и качества развиваются при выполнении коллективной задачи?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Часть 2. Основная.

 

Учитель. Ребята, все мы с вами помним детскую песню «Если с другом вышел в путь» и слова «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной!».

  • Какие отношения можно назвать дружескими?
  • В чем, на ваш взгляд, заключается ценность дружеского коллектива?
  • Почему важно поддерживать друзей и помогать друг другу?
  • Как вы думаете, дружный коллектив – это случайность, образно говоря,

«как повезет», или это результат вклада каждого?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

 

Методический комментарий: учитель акцентирует внимание на ответах, связанных с такими ценностями дружеского коллектива, как взаимоподдержка в трудных ситуациях, сотрудничество в достижении общих целей, обмен знаниями и опытом и т.д.

Акцентирует внимание обучающихся на ответственности   каждого   за

микроклимат в коллективе, классе.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Результаты исследований фиксируют интересные факты: если школьный класс дружный, то и успеваемость в нем выше, а изучение микроклимата во взрослых рабочих коллективах показало, что дружелюбная атмосфера среди коллег не только повышает производительность труда, но и у людей снижается риск развития сердечно-сосудистых и других хронических заболеваний.

Учитель. Ребята, а как вы считаете, могут ли возникать конфликты в дружных, сплоченных коллективах?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Действительно, ссоры и конфликты случаются в любом коллективе, и это вполне естественно. Но вот интересный факт: результаты исследований показывают, что в дружных, сплоченных коллективах конфликтные ситуации решаются иначе, чем в коллективах, в которых доминирует неприязнь, враждебность, непонимание.

Как вы думает, в чем эта разница проявляется?

Ответы обучающихся.

Учитель (резюмируя ответы обучающихся). Действительно, в дружных, сплоченных коллективах, как правило, быстро находится выход из конфликта

– ссорящиеся пытаются поговорить друг с другом, найти компромиссы и т.д. Если коллектив не дружный, а враждебно к друг другу настроенный, то конфликты в нем не решаются, а накапливаются, усугубляются по принципу

«снежного кома».

Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик и охарактеризовать взаимоотношения в коллективе, который мы сейчас увидим.

Демонстрация видеоролика «Травли нет»

Обсуждение ролика.

Учитель. Ребята, каким одним словом можно назвать то, что мы увидели в ролике?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, это буллинг, травля. Давайте попробуем дать определение этому явлению через ключевые слова, которые найдем в филворде.

Интерактивное задание «Филворд. Буллинг»

Слова: унижение, запугивание, издевательство, жертва, преднамеренность, систематичность, насилие, страх.

 

Учитель. Итак, что представляет собой буллинг? По каким признакам его можно отличить? Чем он отличается от конфликта?

Ответы обучающихся.

 

Учитель (подводя итоги обсуждения). Буллинг – это систематическое и намеренное психологическое или физическое насилие, сопровождающееся оскорблениями, унижениями, запугиванием специально выбранной «жертвы». В ситуации буллинга инициаторы травли и ее свидетели не предпринимают действий по ее прекращению.

Конфликты же, как правило, возникают неожиданно, спонтанно, конфликтующие отстаивают свои интересы, принципы и т.д. При это в любом конфликте люди стремятся из него выйти, им в нем некомфортно.

Учитель.   Травля  –   это   плохое  правило,  которое  установилось  в коллективе.

И это плохо не только для того, кого обижают. Это плохо для всех. Как вы думаете, почему?

Как травля сказывается на тех членах коллектива, которые в ней не участвуют, а просто являются ее свидетелями?

В чем проявляются негативные последствия для инициатора травли?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Если в группе людей принято над кем-то издеваться, то это меняет жизнь всего класса. Потому что травить могут кого угодно и за что угодно. На месте того, кого буллят, может оказаться ЛЮБОЙ. Поэтому никто не может чувствовать себя безопасно, все боятся, даже если делают вид, что им очень весело.

Результаты исследований доказали, что если в классе есть травля, то успеваемость снижается у всех, а не только у тех, кого обижают. Это связано, с тем, что когда человек постоянно боится, ему сложно жить. И учиться сложно, и радоваться, и дружить.

Часто за действиями обидчиков стоит желание получить признание окружающих, стать лидерами. Но не находя других способов заслужить внимание и уважение, демонстрируя свою силу и власть, такой человек зачастую вымещает злость за собственные унижения на других. При этом, с обидчиками в классе «дружат», как правило, из-за страха, а не потому, что с ними интересно и комфортно общаться.

В итоге обидчик не может научиться выстраивать иной тип взаимоотношений, а став взрослым, сталкивается с тем, что такая модель поведения «не срабатывает» во взрослых коллективах, и он остается один, без друзей, поддержки и т.д.

 

Учитель. Что может сделать класс, коллектив, чтобы остановить травлю?

 

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Методический комментарий: учитель акцентирует внимание и фиксирует на доске ответы, в которых предлагается не поддерживать инициаторов травли, открыто заявить отказ от участия в травле и свое неодобрение этой ситуации, оказать поддержку жертве и т.д.

Часть 3. Заключение.

 

Учитель. Иногда травля переходит все границы и превращается в насилие. Что нужно делать в этом случае?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.

Учитель. Действительно, детям самим, без помощи взрослых, остановить насилие невозможно. Результаты же исследований показывают, что большинство свидетелей насилия скрывают эту ситуацию от взрослых, не желая быть «ябедами». Как вы считаете, ябедничество это или нет?

Ответы обучающихся.

Учитель. Бывает так, что рядом нет взрослых, к которым можно обратиться за помощью, в этом случае выходом из ситуации может стать звонок на Детский телефон доверия – 8-800-2000-122, здесь работают только высокопрофессиональные психологи, которые могут дать нужный совет, помочь найти выход из любой ситуации.

Демонстрация ролика «Детский телефон доверия»

 

Учитель. Мы сегодня говорим о взаимоотношениях неслучайно. 10 октября объявлен Днем психического здоровья. Как вы понимаете словосочетание «психическое здоровье»? Какой можно подобрать синоним?

Ответы обучающихся.

Учитель. Это состояние душевного благополучия и адекватного отношения к окружающему миру, которое является необходимой частью жизни человека и его полноценного развития. Безусловно, такое состояние зависит и от отношений в коллективе, поэтому сегодняшний день еще раз позволит нам подумать о поддержке своих друзей, одноклассников, сказать добрые слова друг другу, задуматься о том, что чувствуют другие люди.

 

Учитель. И конечно, все – и дети, и взрослые хотели бы учиться, работать, общаться в дружных и сплоченных коллективах.

 

Предлагаю совместно разработать свод правил, которые помогают сохранять отношения в школе, классе конструктивными, доброжелательными, поддерживающими.

Составление свода правил взаимодействия в коллективе – задание может выполняться как фронтально, так и по группам, учитель фиксирует на доске правила поведения, с которыми согласны большинство обучающихся.

 

Дополнительно учитель может предложить обучающимся предложить мероприятия, которые могут сплотить класс, улучшить взаимоотношения.

 

Учитель. В вашей жизни будет еще много разных коллективов и очень важно уметь отстаивать конструктивные правила взаимодействия, и тогда каждому в таком коллективе будет комфортно жить, учиться, работать и развиваться.

 

ПОСТРАЗГОВОР

  • Тренинги на командообразование.
  • Коллективные мероприятия (совместные поездки и походы в кино, театр, на экскурсии, мастер-классы).
  • Знакомство со службами психологической поддержки детей (Общероссийский телефон доверия; центр экстренной психологической помощи МЧС России, сайт «Твоя территория»).
  • Посещение открытых лекций, проводимых во Всемирный день психического здоровья.

 

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Литература: понимание важности чтения не только как способа познания мира, но и как источника эмоциональных впечатлений.

Обществознание: обсуждение проблематики, связанной с ценностью и защитой человеческой жизни.

Материалы для класса

Разговоры о важном 8-9 класс «Всемирный фестиваль молодёжи» Мои горизонты 8 класс 29 февраля 2024 года Профминимум «Россия комфортная» 22 февраля 2024 года Мои горизонты 23 ноября – Россия инженерная Разговоры о важном 13 ноября 2023. Что такое Родина

Материалы по теме