Разговоры о важном. СПО. 9 октября 2023. «О взаимоотношениях в коллективе»
О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)
Цель занятия: формирование у студентов системы СПО ценностного отношения к коллективу, понимания значимости взаимоуважения и взаимопомощи в становлении своего студенческого коллектива, отношения к учебной группе как первому профессиональному коллективу.
Формирующиеся ценности: коллективизм, гуманизм, высокие нравственные идеалы, взаимопомощь, взаимоуважение, созидательный труд, справедливость
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента.
Комплект материалов:
- сценарий;
- тезисный план;
- методические рекомендации;
- видеоролики;
- дополнительные материалы.
Партнер: Московский государственный психолого-педагогический университет.
Структура занятия
Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр видеоролика.
Основной этап: дискуссия, комментарии эксперта, просмотр видеоролика.
Заключительный этап: анкетирование, беседа.
Мотивационно-целевой этап
relationship-spo-scriptСлайд 1-2
Педагог: «Может ли человек жить вне общества?» — это вопрос, который волнует каждого из нас, озаряя наши мысли и вызывая раздумья о природе человеческого существования. Давайте вместе поразмышляем на эту тему.
Просмотр видеоролика. Содержание видеоролика:
− Коллектив на разных этапах развития человечества (исторические примеры)
− Семья – первый коллектив человека
− Отличительные признаки коллектива: общие цели, ценности и созидательная деятельность
Основной этап
Слайд 3
Педагог: Итак, сегодня мы поговорим о коллективе. Интересно узнать ваше мнение, на чем должны основываться отношения в коллективе? Какие человеческие качества лежат в их основе?
Студенческая группа разбивается на 3 подгруппы (варианты разбивки: по рядам в учебной аудитории, или при входе обучающиеся получают карточки разных цветов и рассаживаются за столы в соответствии с тем цветом, который им достался; педагогу необходимо продумать деление на микрогруппы до проведения занятия), каждая микрогруппа получает два листа А4, маркеры/фломастеры (либо заранее все необходимое разложено на столах).
Задание: обсудить в группе и записать на листах ответы на два вопроса:
1. Что дает коллектив человеку?
Время на работу в группе – 10 минут.
Далее по желанию одна группа (ее представитель) вывешивает на доске свои листы с ответами и их комментирует. Остальные дополняют ответы (если есть похожие ответы, то на первом списке просто ставят знак +).
На предъявление результатов группового обсуждения каждой группе дается по 3 минуты.
Слайд 4
Педагог обобщает мнения обучающихся и подводит к выводу, что взаимоуважение и взаимопомощь – основа дружного коллектива. Чтобы стать настоящим коллективом единомышленников, необходимо
научиться понимать друг друга и взаимодействовать между собой, в коллективе важны такие понятия, как коммуникация, договор, компромисс.
Слайд 5
Педагог: Как вы думаете, является ли ваша учебная группа сложившимся коллективом?
Ответы обучающихся.
Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
− Какой вы представляете вашу учебную группу сейчас?
− Какой вы хотите, чтобы она была?
− От кого это зависит?
− Что необходимо сделать, чтобы ваша группа могла называться коллективом?
Слайд 6
Слайд 7
Педагог: Как вы уже знаете, ежегодно 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья, который проводится при поддержке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) уже более 30-ти лет, начиная с 1992 года.
- Почему так важно уделять внимание не только собственному эмоциональному и психологическому состоянию, но и психологическому состоянию тех людей, которые находятся рядом с нами?
- Может ли психологическое состояние одного человека оказывать влияние на весь коллектив?
- Как отношения в коллективе влияют на психологическое здоровье человека?
- Почему важно создавать и поддерживать положительные отношения в коллективе? Обращать внимания на конфликты и стремиться к их разрешению?
Ответы обучающихся
Педагог: Положительные отношения, включающие поддержку, дружелюбие и доверие, способствуют психическому здоровью. Они могут снижать уровень стресса и тревожности, улучшать настроение и повышать самооценку.
Чувство принадлежности к коллективу, участие в социальных взаимодействиях могут укреплять психическое здоровье.
Педагог: Давайте послушаем, что по этому поводу думает эксперт.
Ролик. Мнение эксперта
Слайд 8
Педагог: Подводит итог дискуссии и делает заключительный
залог не только психического здоровья его членов, но и успеха в профессии, личной и семейной жизни.
Заключительный этап
Педагог: Давайте подведем итоги занятия.
Варианты проведения рефлексии представлены в методических рекомендациях к сценарию.
Примерные вопросы для рефлексии:
− Что вы узнали на сегодняшнем занятии?
− Какой вывод о себе и своей учебной группе можете сделать?
− О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
− Довольны ли вы своим участием в занятии?
Ответы обучающихся.
Слайд 9
Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по
QR-коду