Разговоры о важном СПО. 2 октября 2023. «День учителя (советники по воспитанию)»
СЦЕНАРИЙ
занятия в рамках проекта «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для обучающихся по программам среднего профессионального образования
«ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»
Дата: 2 октября
Цель занятия: формирование и развитие у обучающихся понимания социальной значимости профессии учителя и уважения к ней, чувства благодарности своим учителям и наставникам,
стремления к достижению высоких результатов в своей будущей профессии и потребности в передаче опыта следующим поколениям.
Формирующиеся ценности: гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, преемственность поколений, ценность
знаний.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролики;
- дополнительные материалы.
Партнер: ФГБУ «Российский детско-юношеский центр». Структура занятия:
Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр
видеоролика.
Основной этап: дискуссия, комментарии эксперта.
Заключительный этап: анкетирование, беседа. Мотивационно-целевой этап
Педагог: Каждый год 5 октября в Российской Федерации отмечают День учителя. Ученики школ и колледжей поздравляют педагогов; те, кто давно уже закончил обучение, вспоминают своих
учителей, приходят к ним в гости, звонят по телефону или записывают видеопоздравления. Дню учителя посвящают различные мероприятия и праздничные концерты, главный из которых проходит в Кремле и транслируется по телевидению.
Как вы уже знаете, 2023 год Указом Президента Владимира Владимировича Путина объявлен в Российской Федерации Годом педагога и наставника.
«Именно в вашу честь, в честь ваших коллег из всех регионов
нашей большой страны, сотен тысяч замечательных, преданных своему делу людей, причем разных поколений, 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. И прежде всего, это замечательный
повод сказать вам спасибо», – с такими словами обратился глава нашего государства к российским учителям, преподавателям и
студентам педагогических вузов и колледжей.
Основной этап
Педагог: Как вы думаете, почему День учителя – это государственный праздник?
Ответы обучающихся.
Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
- Можно ли утверждать, что этот праздник касается всех, независимо от профессии?
- Если да, то почему?
- Какую роль играет учитель в жизни каждого человека? В жизни всего общества?
Педагог: Итак, мы сделали первый важный вывод для сегодняшнего занятия: образование – это один из главных ресурсов развития страны, обеспечения ее будущего и будущего каждого из вас, то есть будущее страны и ее граждан – в руках учителя.
Педагог: Давайте поговорим о тех учителях, которые повлияли и сейчас оказывают влияние на вашу жизнь.
Ответы обучающихся.
Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
- Был ли в вашей жизни педагог, который повлиял на ваше будущее? Ваш выбор?
- Кого и почему вы можете назвать своими учителями?
- Есть такое выражение: «Мы учимся у тех, кого любим». Как вы его понимаете?
Педагог может рассказать о своем педагоге–наставнике, который помог ему определиться в жизненном и профессиональном пути.
Педагог: Давайте подытожим наше обсуждение. Получается, что учитель – это не просто профессия, мы учимся у тех, кого уважаем, кого ценим за душевные качества, профессионализм, жизненный опыт. Ведь педагог не только передает своим ученикам знания и
профессиональный опыт, с педагогом можно поговорить о жизни, о своих планах, проблемах.
Педагог: Наставник — это особенный человек, который нам помогает не только в профессии, но и в жизни. Сейчас вы студенты среднего профессионального образования и у вас есть и учителя, и
наставники. Это профессионалы, которые достигли высокого уровня мастерства в своем деле и готовы делиться им с вами.
Просмотр видеоролика
Содержание видеоролика: профессия педагога в СПО, его роль в жизни и профессиональном становлении студента; истории педагогов СПО.
Педагог: Труд педагогов, которые передают вам базовые знания и обучают основам профессии, работают ради передачи своего опыта новым поколениям, нужен не только вам – они вносят свой вклад в процветание страны и благополучие всех ее граждан.
Согласны ли вы с утверждением, что профессия педагога – это социальное служение? Почему?
Ответы обучающихся.
Педагог: Получается, что каждый человек может стать для кого-то наставником в профессии или в жизни. Давайте поразмышляем, какие качества нужны для этого.
Ответы обучающихся.
Педагог направляет беседу, задавая уточняющие вопросы, например:
- Согласны ли вы, что быть наставником – это большая ответственность?
- Что нужно, чтобы самому стать наставником для кого-то?
- Хотели бы вы стать в будущем наставником для кого-то? Зачем?
Почему?
- Может быть, вы уже стали наставником для кого-то? В чем это выражается?
Педагог: В этом году в колледжах Российской Федерации была введена новая должность педагогических работников – советник директора по воспитанию. Как вы думаете, для чего введена эта
должность, чем могут заниматься советники по воспитанию, кто ими может быть?
Ответы обучающихся.
В случае затруднения обучающихся педагог сам отвечает на вопрос.
Педагог: Главная цель советника директора по воспитанию –
обсуждение со студентами актуальных для них вопросов и решение
задач по организации жизни в колледже, интересных и ярких событий, поддержке социальных инициатив, участию студентов в образовательных, просветительских, творческих федеральных проектах.
В случае если в колледже уже есть советник по воспитанию и студенты с ним знакомы, педагог может сразу перейти к вопросам:
- Как вы думаете, в чем советник по воспитанию может оказать вам помощь?
- Какие совместные проекты с советником по воспитанию вы хотели бы реализовать?
В случае если в колледже есть советник по воспитанию, но студенты с ним не знакомы, педагог должен представить его, рассказать о нем, проинформировать студентов, как может быть организовано их взаимодействие.
В случае если в колледже еще нет советника по воспитанию, педагог может задать вопросы:
- Хотели бы вы, чтобы в нашем колледже был советник по воспитанию?
- Как вы думаете, в чем советник по воспитанию может оказать вам помощь?
– Какие совместные проекты с советником вы можете реализовать?
Педагог: В заключении вспомним слова В.В. Путина, с которых мы начали сегодняшнее занятие. Давайте не забывать говорить спасибо нашим учителям и наставникам, давайте не скупиться на теплые слова для них. И не только в День учителя.
В марте этого года под эгидой Министерства просвещения Российской Федерации стартовала Всероссийская акция «Спасибо учителю». Объявляя старт акции, министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что выбрал профессию педагога благодаря своим учителям. «Мы специально организовали акцию “Спасибо учителю”,
чтобы каждый смог позвонить, написать и сказать спасибо своему учителю за любовь и заботу». Также Сергей Кравцов стал одним из первых участников акции, позвонив своей учительнице английского языка.
Заключительный этап
Педагог: Давайте подведем итоги занятия и присоединимся к акции «Спасибо учителю». Если бы у вас была сейчас возможность поблагодарить своего наставника, чтобы вы ему сказали? Запишите то,
что вы хотели бы сказать (на бумаге, в телефоне в виде текстового сообщения, аудио или видео).
Также можно предложить обучающимся записать для своих преподавателей групповую видеооткрытку ко Дню учителя.
Педагог предлагает студентам пройти анкетирование, перейдя по
QR-коду.