Разговоры о важном 10-11 класс. 2 октября 2023. «День учителя (советники по воспитанию)»
Цели занятия:
- формирование представления о важной роли учителя для становления личности каждого человека;
- осознание того, что служение Отечеству проявляется, в числе прочего, и в форме наставничества;
- знакомство школьников с новыми возможностями для самореализации в связи с появлением в школе советника директора школы по воспитанию.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству, социальное служение, саморазвитие, самореализация.
Основные смыслы: труд учителя – это труд на благо Родины, это пример служения своим соотечественникам, защита общенациональных ценностей, ответственность за будущее нашей страны. На протяжении всей истории учитель играл особую роль в формировании будущего поколения, процветания нашей страны. Сегодня учителя создают условия для развития обучающихся, их успешной самореализации, показывая мир возможностей, которые перед ребятами открывают знания.
Появление ещё одного педагога, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, позволяет создать условия для развития социального потенциала личности, помочь развить социальную одарённость ребёнка через активную воспитательную работу.
Партнер занятия: Росдетцентр (ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.
adviseroneducation-1011-scriptКомплект материалов:
– сценарий,
- методические рекомендации,
- интерактивное задание,
- комплект видеоматериалов.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная часть.
Учитель. Вы знаете, какой праздник приближается? Верно, День учителя. Этот праздник ежегодно отмечается 5 октября. В прошлом году мы с вами вели разговор об учителях дважды: в октябре, в канун Дня учителя, и в марте, когда говорили о Годе учителя и наставника.
Учитель. Скажите, а что вам запомнилось при обсуждении этих тем? Поделитесь своими впечатлениями и мыслями относительно прошедших занятий.
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, из курса истории вы знаете, что профессия педагога существует, начиная с древних цивилизаций. Несмотря на глобальные изменения в обществе, 1 сентября вас так же встречает учитель – как и много столетий назад.
За этот период исчезло большое количество профессий, на смену которым пришли другие. Как вы думаете, почему профессия учителя остаётся неизменной и актуальной?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, давайте на минуту представим, что не было бы такой профессии, как учитель, какие бы изменения произошли в нашем мире… Какие мысли у вас по этому поводу?
Ответы обучающихся.
Учитель акцентирует внимание на тех ответах, в которых обучающие подчёркивают ключевую роль учителей/школы в передаче знаний, ценностей и навыков, необходимых для успешной самореализации детей, указывают на взаимосвязь между системой образования и будущим страны, её процветанием.
Учитель. В жизни многих ребят, участников передачи «Умники и умницы» тоже есть наставник. Это Юрий Павлович Вяземский, автор и бессменный ведущий этой передачи. Давайте посмотрим его видеообращение.
Демонстрация видеообращения федерального спикера
Методический комментарий. Этот видеоролик рекомендуется к просмотру, если учитель не демонстрировал его на внеурочном занятии «День знаний», который проводился 4 сентября.
Часть 2. Основная часть.
Игра «Это мой учитель…?!»
Учитель. Ребята, вы встречаетесь с учителями почти каждый день и проводите вместе много часов. Вам, наверное, кажется, что вы всё про нас, учителей, знаете? Хотите проверить? В игре, которую я вам сейчас предложу, это и можно будет сделать.
Для проведения игры используются интересные факты об учителях школы, которые заранее собираются (если в школе есть советник директора по воспитанию, то эту функцию он может взять на себя).
В ходе игры школьники по представленной учителем информации догадываются, о каком учителе / педагоге школы идёт речь.
Учитель называет какой-то факт (например, такие: «бегал в юности стометровку за 12 секунд», «умеет с закрытыми глазами приготовить яичницу», «каждый год путешествует с семьёй на байдарке» и т. д.), а школьники по ним догадываются, о ком из учителей идёт речь. После правильного ответа на слайде демонстрируется фото педагога в неформальной обстановке (или просто называются его имя и отчество).
Учитель. Ребята, вы были удивлены какими-то фактами о ваших учителях? Открылись они для вас с другой стороны? Какой факт вас больше всего удивил?
Ответы обучающихся.
Демонстрация плаката «День учителя (советники по воспитанию)».
Учитель. Обратите внимание на тему сегодняшнего разговора – День учителя (советники по воспитанию). Этот педагог совсем недавно появился в большинстве школ нашей страны (а со временем появится абсолютно во всех).
Кто знает, какую функцию советники по воспитанию выполняют в школе?
По каким вопросам к ним можно обратиться?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, действительно, школа — это не только место, где вы получаете знания. Школа – это ещё и территория возможностей – возможность поучаствовать в проектах разных детских общественных организаций, попробовать себя в роли волонтёра, фотографа, артиста, возможность найти друзей по интересам и много другое.
Советники по воспитанию как раз и занимаются тем, что делают жизнь в школе увлекательной и насыщенной, к ним можно обратиться за помощью, когда хочется найти дело по душе, попробовать себя в каком-то новом виде деятельности или организовать какое-то мероприятие в классе или школе.
Методический комментарий: в зависимости от того, есть ли советник по воспитанию в школе и как долго он работает – учитель либо знакомит учеников с ним, называет его Ф.И.О., номер его кабинета, приглашает ребят к знакомству, либо напоминает, какие мероприятия проводили с советником в прошлом году, что смогли реализовать вместе.
Учитель. У каждого из нас рано или поздно наступает момент, когда мы готовы не только «получать» (учиться), но и «отдавать» (учить). И те, у кого хорошо получается передавать свои знания, навыки и умения другим, чаще всего становятся педагогами.
Предлагаю попробовать себя в роли учителя прямо сейчас!
Игровое задание1. Выполняется в парах, распределяются роли «учитель»/
«ученик».
«Учителя» получают карточки с названием предмета, им необходимо, не озвучивая слово на карточке, объяснить ученику как нарисовать этот предмет (набор карточек представлен в дополнительных материалах).
При наличии времени игровое действие повторяется, но роли в парах меняются.
Обсуждение после выполнения игрового задания.
Учитель. Ребята, поделитесь впечатлениями от выполненного упражнения. Легко или тяжело было выступать в роли учителя? Как вы себя чувствовали в тот момент, когда ваш «ученик» ошибался? А как, когда у него всё получалось?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как вам кажется, какими качествами должен обладать человек, который планирует стать педагогом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Педагогика не ограничивается только профессией учителя какого-то школьного предмета, например, мы с вами сегодня говорили о таком педагоге, как советник по воспитанию. А какие педагогические профессии вы ещё знаете?
Ответы обучающихся.
1 В качестве альтернативного задания учитель может предложить ученикам организовать в школе (возможно совместно с советником по воспитанию) создать доску объявлений, на которой каждый желающий может разместить стикер «Готов научить… (например, решать тригонометрические уравнения/ играть на гитаре и т. п.)» или стикер «Хочу научиться … (например, кататься на коньках, быстро считать в уме и т. п.)».
Учитель. А давайте попробуем заглянуть в будущее – и узнаем какие педагогические профессии будут особо востребованы через несколько лет. В этом нам поможет атлас профессий будущего.
Выполнение интерактивного задания «Какой он, учитель будущего?»
На экране появляется название профессии, учитель просит обучающихся предположить, чем будет заниматься этот человек, а после ответов учеников демонстрирует видео с описанием функционала этой профессии.
Специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счёт и др.) с помощью специальных программ и устройств с учётом особенностей психотипа и задач пользователя.
Профессионал, создающий «маршрут» обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажёров, симуляторов, стажировок и др., на их основе разрабатывающий образовательный трек с учётом психотипа, способностей и целей отдельного человека.
ИГРОМАСТЕР
Специалист по разработке и организации обучающих игр (деловых, исторических, фантастических и пр.), сопровождению игр с использованием симуляторов.
МЕНТОР СТАРТАПОВ
Это профессионал с опытом реализации собственных стартап-проектов, курирующий команды новых стартапов, обучающий их на практике собственных проектов ведению предпринимательской деятельности.
РАЗРАБОТЧИК ИНСТРУМЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯМ СОЗНАНИЯ
Cоздаёт программы и оборудование (например, устройства биологически обратной связи) для обучения пользователей продуктивным состояниям сознания (высокая концентрация, расслабление, повышенные творческие способности и др.).
Часть 3. Заключение.
Дискуссия «Учитель или искусственный интеллект»
Учитель. Раз мы заговорили о будущем образования, то в завершении нашего занятия предлагаю подискутировать на тему «Заменит ли искусственный интеллект учителя?». Что скажете?
Вопросы для дискуссии:
- Как вы думаете, ваши будущие дети будут обучаться под руководством педагогов или искусственного интеллекта. Аргументируйте свой ответ.
- Какие вы видите преимущества и недостатки в ситуации, когда школьное образование будет зависеть от искусственного интеллекта?
- Какие изменения в сфере образования можно предвидеть в будущем, учитывая стремительное развитие искусственного интеллекта?
- Какие навыки и качества учителя сложно или невозможно заменить искусственным интеллектом? А какие можно считать вполне достижимыми для автоматизации?
Ответы обучающихся, обмен мнениями.
Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть небольшой ролик, который бывшие ученики посвятили своим учителям, и ответить на вопрос – а сочинили бы они нечто подобное, если бы их обучал искусственный интеллект?
Демонстрация видеоролика «Спасибо Вам, учителя!»
Обсуждение видеоролика. Учитель просит ответить учеников на вопрос, озвученный до начала демонстрации ролика, и аргументировать свои ответы.
Учитель. В преддверии дня учителя мне хочется вам напомнить, что для любого педагога самая большая награда за их труд – это успехи их учеников. И самое большое профессиональное счастье, когда открывается дверь и в класс заходит взрослый, счастливый и состоявшийся в жизни человек, который когда- то был твоим маленьким учеником.
Не забудьте в день учителя навестить вашего первого учителя, любимого тренера или любого другого педагога, которому вам хочется сказать спасибо.
А ещё вы можете вместе с родителями навестить их учителей и сказать им спасибо за их труд, доброту и знания, которые они дарили вашим папам и мамам, когда они были такими же маленькими как вы.