Разговоры о важном СПО. 16 октября 2023. «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России»
Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного
отношения к российскому кинематографу как неотъемлемой части российской и мировой культуры, объединяющей нацию; развитие эстетического вкуса, зрительской культуры, способов самореализации личности.
Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, любовь к Родине, приоритет духовного над материальным, гуманизм, историческая память и преемственность поколений, культурно- историческое наследие страны, развитие и самореализация личности.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: дискуссия с использованием видеоконтента, цитат, презентации.
Комплект материалов:
- сценарий;
- тезисный план;
- методические рекомендации;
- презентация;
- видеоролик;
- дополнительные материалы. Партнер: Мосфильм Методический комментарий Занятие состоит из трех этапов:
- Мотивационно-целевой этап: приветствие, просмотр
- Содержательный этап (основной): дискуссия, комментарии эксперта, просмотр видеоролика.
- Рефлексивный (заключительный) этап: анкетирование, беседа.
- Общие рекомендации
На этом занятии важно мотивировать обучающихся на осознание главной идеи: что кинематограф в России имеет давние традиции и свой «золотой фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурно- историческое наследие из поколения в поколение, отображая то, что объединяет нас как нацию.
На занятии важно мотивировать обучающихся на формирование у них ценностного отношения к российскому кинематографу как неотъемлемой части российской и мировой культуры, объединяющей нацию; развитие эстетического вкуса, зрительской культуры, способов самореализации личности. Для «Разговоров о важном» в системе СПО педагогу важно актуализировать идею о воспитательном значении нашего кино для каждого человека, сформировать интерес к отечественному кинематографу, профессиям киноиндустрии, навыки ответственного зрителя.
На занятии важно развивать способность студентов эффективно реализовать себя в различных сферах творческого процесса, связанного с киноиндустрией, в индивидуальной и групповой проектной деятельности; сформировать ценностное отношение к высокохудожественным произведениям киноискусства, приверженность традиционным российским духовно-нравственным ценностям, опыт применения знаний из области киноискусства для самореализации в профессиональной среде и общественном пространстве.
Ценностно-смысловые установки занятия:
- Отечественное кино – неотъемлемая часть российской и мировой культуры, передающая традиционные ценности, великое культурно-историческое наследие, отображающая то, что объединяет нас как нацию.
- Кино создает команда профессионалов, в которой важен вклад каждого.
- Формируя зрительскую культуру, формируем Человека, его национальное самосознание, мировоззрение и гражданскую позицию.
Планируемые результаты занятия:
- Воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания личности в процессе приобщения к наследию отечественного кинематографа.
- Развитие понимания эмоционального воздействия киноискусства, его влияния на поведение людей, умений критически оценивать это влияние; развитие понимания искусства кино как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в отечественном киноискусстве.
- Развитие эстетического вкуса, зрительской культуры, способов самореализации личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
В начале занятия, на этапе мотивации, запланирован просмотр видеоролика, рассказывающего о 115-летнем юбилее российского кино (первые кинохроники, выдающиеся его представители и произведения киноискусства, входящие в «золотой фонд» нашей культуры); профессиях киноиндустрии; о традициях и новациях современного российского кино.
культуры, важно приобщать каждого гражданина России к его ценностям, а также роль разных профессий в развитии киноиндустрии.
- Рекомендации по организации дискуссии
На занятии «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России» необходимо выделить идеи: отечественное кино – это великое культурно-историческое наследие России, основанное на традиционных российских духовно-нравственных ценностях; в отечественном кинематографе прошлого и современности общие ценности – патриотизма, исторической памяти, гражданственности, духовности, милосердия, семьи, согласия, дружбы, коллективизма, взаимовыручки, труда, ответственности, профессионализма, справедливости, ценности природы, науки, искусства, познания, здорового образа жизни, физического совершенства, спорта и другие.
Вопросы к занятию:
Имена каких выдающихся создателей нашего кино прошлого и современности вам известны? Какие темы и проблемы они ставили в своих фильмах?
Назовите свои любимые фильмы (прошлого и современности)?
Чем они вам запомнились?
Какие жанры отечественного кино вам больше всего нравятся?
Как показан человек в отечественном кинематографе? Какие личностные качества наиболее важны для человека по замыслу создателей фильмов?
Как человек должен относиться к другим людям, своим близким, семье, друзьям, природе, обществу по замыслу создателей фильмов?
Назовите фильмы, где показаны примеры гуманного отношения людей друг другу, примеры взаимопонимания, согласия, преодоления трудностей между людьми.
Какие фильмы нашего кино о любви, дружбе, взаимовыручке людей вы смотрели? Какие герои вам более всего понравились? На кого из них вы хотели бы быть похожими?
Знаете ли вы фильмы нашего кино о семье? Какими в них показаны отцы, матери, дети, отношения между ними?
Почему в нашем кино так много фильмов на патриотическую и героическую тему? Какие фильмы на тему патриотизма вы знаете?
Знаете ли вы фильмы на историческую тему? Нравятся ли вам такие фильмы?
Какие фильмы о выдающихся государственных деятелях прошлого и современности вам известны? Чем измеряются их заслуги перед Родиной по замыслу создателей фильмов?
Смотрели ли вы фильмы о людях искусства, науки, общественных деятелях? Нравятся ли вам они? Перечислите их.
Нравятся ли вам фильмы на экологическую тему, про животных, про отношения человека и природы, отношение человека к животным? Какие фильмы о спорте, физическом развитии человека,
спортивном характере вы смотрели? Нравятся ли вам они?
Какие фильмы о людях труда, настоящих профессионалах вам известны? Как изображен человек труда в таких фильмах?
Знаете ли вы фильмы, в которых бы были изображены представители разных профессий и специальностей? Какими они показаны в фильмах? Любят ли они свой труд, ответственно ли относятся к делу?
Как формировался в отечественном кинематографе позитивный образ «человека труда», нетипичный для зарубежной киноиндустрии? Еще один вывод: фильмы нашего кино помогают познать окружающую реальность, историю внешнего мира и сознание
человека, что очень важно для его развития и самореализации.
Целесообразно обсудить слова А.А. Тарковского: «Искусство никогда не решало проблем, оно их ставило».
Можно также использовать следующие рассуждения режиссера:
«Андрей Тарковский о кино» https://www.youtube.com/watch?v=v_JXrG1XSLI, «идея служения искусства красоте и истине»); «А. Тарковский о смысле жизни, об искусстве, о кино» https://www.youtube.com/watch?v=z8ng_LoXzAs&t=36s –
«в искусстве осуществляются поиски гармонии, смысла жизни»,
«искусство должно помогать человеку развиваться духовно, измениться, вырасти»; «художнику надо уметь быть наедине с самим собой»; «мысль о зависимости кино от денег» и другие.
Также важно подвести обучающихся к выводам: «Кино создает команда профессионалов, в которой важен вклад каждого. Фильм – это продукт киноиндустрии, коммерческое явление. Поэтому важны ваши зрительские ожидания – от них зависит, какие фильмы будут создаваться. Вы состоите из книг, которые читаете и из фильмов, которые смотрите; формируя зрительскую культуру, мы формируем в себе Человека, национальное самосознание, мировоззрение и гражданскую позицию.
И задать студентам вопросы:
Какие профессии в кино вы знаете? Может ли один человек создать кино? От чего и от кого зависит развитие киноиндустрии? Кто главный заказчик? Можно ли назвать кино средством пропаганды? Может ли кино приносить вред? Как вы выбираете фильмы? Нужно ли учиться выбирать фильмы? Почему наше кино формирует настоящего Человека – патриота и гражданина? И другие.
Во время обсуждения основных вопросов педагог выступает в качестве модератора, направляя дискуссию и подводя обучающихся к основным ценностно-смысловым выводам.
- Рекомендации по применению методов тестирования
При обсуждении важных для каждого патриота, гражданина и профессионала качеств личности целесообразно использовать тестирование как метод педагогической диагностики. Тест на занятиях со студентами СПО должен рассматриваться как верифицированное отражение полученных ими знаний и средство мотивации на развитие личностных и профессиональных компетентностей.
На данном занятии студентам может быть предложен небольшой тест с выбором нескольких ответов на вопрос: «Какие ценности передает отечественное кино из поколения в поколение»:
бытие, жизнь человека;
духовные искания человека, душа, вера, надежда, спасение, совершенствование;
любовь, сострадание, милосердие, гуманность, благо;
жизнь в обществе, взаимовыручка, братство, коллективизм, дружба;
ответственность, справедливость; патриотизм, героизм, гражданственность;
великие подвиги и свершения прошлого, монументальные исторические фигуры, государственные деятели;
красота, эстетическое совершенство; природа, труд, высокий профессионализм;
триумф человека, его личные успехи (финансовые, романтические, карьерные, спортивные), гордость;
лощеная картинка, зрелища и спецэффекты.
Педагог делает главный вывод занятия: «Кинематограф в России имеет давние традиции и свой “золотой фонд”, признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию».
- Рекомендации по организации рефлексии
Педагог организует рефлексию по итогам занятия с целью обобщения основных тезисов, получения эмоционального отклика, самооценки студентами вклада в общий результат занятия или работу в группе. Форма и содержание рефлексии выбираются исходя из особенностей состава группы и опыта проведения данного этапа занятий у студентов (в группе могли уже сложиться традиции проведения рефлексии на других занятиях).
Примерные вопросы для рефлексии:
- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Какие фильмы отечественного кинематографа входят в его
«золотой фонд»? Какие ценности они отражают?
- О каких кинопрофессиях вы узнали?
- Какую роль в вашей жизни играет кино? Считаете ли вы себя ответственным зрителем?
- Какие чувства вы испытали по окончании занятия?
- Остались ли у нас вопросы без ответов? Если да, то какие? О чем по теме занятия вы хотели бы еще узнать?
- Довольны ли вы своим участием в занятии?
В случае невозможности проведения рефлексии в полном объеме рекомендуется вывести на экран наиболее значимые, с точки зрения педагога, вопросы и обсудить их с обучающимися. Если педагог заинтересован в получении обратной связи для последующего анализа, на этапе рефлексии можно предложить студентам анкету с вопросами, приведенными выше или самостоятельно сформулированными педагогом, исходя из целей анкетирования. В зависимости от условий проведения занятий педагог может распечатать анкеты в бумажном виде или провести анкетирование с использованием электронных средств.
9
Также в конце занятия рекомендуется организовать участие студентов в опросе, проводимом Институтом изучения детства, семьи и воспитания. Принять участие в опросе можно, перейдя по QR-коду, размещенному в сценарии (QR-код необходимо предварительно вывести на экран или распечатать).