Энергоэксперт рассказал о трех преимуществах России в нефтяной войне с ОПЕК

10.03.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

Крупнейшая нефтедобывающая компания Саудовской Аравии Saudi Aramco собирается нарастить поставки нефти на мировой рынок на 26%. Она увеличит продажу нефти до 12,3 миллионов баррелей в сутки, сообщает Bloomberg.

Чем вызвано решение саудовской компании, и когда закончится ценовая война на нефтяном рынке, «Вечерняя Москва» спросила у заместителя директора Института национальной энергетики Александра Фролова.

 Эксперт полагает, что за заявлением Saudi Aramco ничего не стоит.

— Это не декларация, а угроза и попытка шантажа России, потому что 1 апреля заканчивается срок действия сделки ОПЕК+. Саудовская Аравия восприняла решение России как то, что она хочет отобрать себе долю рынка, развязав ценовую войну, — отметил Фролов.  

Эксперт пояснил, что отказ России снижать добычу связан с ее неготовностью идти на «преждевременные меры», ведь страны ОПЕК свое предложение обосновывали прогнозами снижения спроса на нефть из-за коронавируса. При этом российская сторона исходит из того, что в марте спрос восстановится. Только после получения объективной статистики о спросе, можно принять меры по сокращению предложения, считает Фролов.

— Вместо того, чтобы понять Россию и дождаться марта, когда спрос будет нормализован, Саудовская Аравия дословно сказала, что развязывает ценовую войну, — подчеркнул замдиректора Института национальной энергетики.

Сланцевая индустрия США

По мнению энергоэксперта, наращивание Москвой и Эр-Риядом добычи напрямую не скажется на нефтяной промышленности в США, но в долгосрочном плане приведет к сдуванию созданного там мыльного пузыря. 

— Разорение мелких игроков приведет к укрупнению. Крупные корпорации поглотят мелкие. Но, как показывает практика, этот процесс имеет точку. После решения ОПЕК+ в 2019 году (о сокращении добычи – прим. ВМ) в США началось банкротство нефтегазовых компаний. Банкротство – важный маркер, свидетельствующий о грядущем падении добычи. Действия России служат косвенными причинами сдувания пузыря в США, — уточнил энергоэксперт.

Кто победит в нефтяной войне

Фролов уверен, что больше всех пострадают крупные западные корпорации, такие как британская BP и норвежская Equinor ASA. России удастся не только избежать потерь, но и выйти в прибыль.

— Репетицию ценовой войны мы проходили в 2015-2016 годах. Можно посмотреть на отчеты наших компаний в те годы – они демонстрировали чистую прибыль, — подчеркнул он.

По словам замдиректора Института национальной энергетики, у России есть три оружия, которые дают преимущество в нефтяной войне. Во-первых, она может девальвировать рубль, снизив себестоимость экспорта. Во-вторых, цены на нефтепродукты, которые Россия производит в большом количестве, не падают кратно ценам на сырую нефть. И, в-третьих, у России — крупный внутренний рынок нефтепродуктов, с которого можно вытеснить иностранных производителей.

—В 2011 стартовал процесс модернизации российских НПЗ. Наши заводы по глубине переработки приблизились к европейским показателям (95%), а некоторые заводы, как Омский, достигли уровня лучших в мире американских заводов, — отметил он.

Фролов прогнозирует, что в конце марта представители России и Саудовской Аравии договорятся о продлении сделки ОПЕК+ и символическом снижении добычи нефти.

СПРАВКА «ВМ»

6 марта страны ОПЕК+ и государства, не входящие в картель, не смогли договориться о дополнительном сокращении добычи нефти. Москва выступила против снижения объемов.  На последних переговорах в Вене министр энергетики РФ Александр Новак отказался сокращать добычу, что фактически привело к развалу сделки ОПЕК+. 

После провала сделки 9 марта мировые цены на нефть упали почти на треть, на фоне чего выросли курсы доллара и евро. 

Ранее по теме:

Что нужно знать о падении цен на нефть и как оно отразится на России

Провал ОПЕК+: куда катится цена на нефть, а вместе с ней и рубль

Россиянам рассказали, как заработать при падающем рубле