Щит современной медицины заслонил бы Пушкина от роковой пули Дантеса
10.02.2020Как писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ, всероссийский музей Пушкина подготовил специальную программу к 183-й годовщине со дня смерти поэта. 10 февраля откроется выставка «Благородный книжник», пройдет вечер «Приношение Пушкину», автобусная и пешеходные экскурсии, а также другие мероприятия. Полную программу можно посмотреть здесь.
Дуэль
«Мне здесь не жить. Я умру. Да, видно, уж так и надо», – последние слова Александра Пушкина, записанные именитым свидетелем Владимиром Далем.
Военный хирург и автор Толкового словаря Владимир Даль посетил поэта после ранения. Он назначал раненному слабительное и пиявки на живот. Позже к лечению подключились хирурги и другие доктора. Не смотря на старания врачей, на рассвете 10 февраля 1837 года ушел из жизни выдающийся русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
После роковой дуэли с Жоржем Дантесом, Пушкин прожил всего 46 часов. Поединок состоялся 8 февраля в 17 часов в районе Черной речки. Ему предшествовало анонимное письмо, которое получил накануне Александр Сергеевич. Неизвестный сообщал, что его жена Наталья Гончарова изменяет с французским офицером. Стерпеть такое пылкий поэт не смог.
По сохранившимся данным, дуэль с самого начала пошла не по стандартному сценарию. Дантес не дошел положенные десять шагов и нажал на курок первым. Выстрел был неожиданным, писатель не успел занять боковую позицию, и пуля попала в него. Несмотря на серьезную рану, Пушкин все-таки выстрелил в ответ. Дантес получил сквозное ранение в предплечье и ушиб брюшной стенки. Как известно, Пушкину повезло меньше.
Документально известно, что дуэлянты стреляли с расстояния около 7,5 метров. Пули в пистолетах были диаметром 1,2 сантиметра и весом около 17,6 грамма. Пуля прошла спереди и ушла сверху вниз в брюшину, повредив на своем пути некрупные артерии и вены. Кроме того, пуля ушибла одну из петель тонкой кишки и раздробила крестец. Врачи так и не нашли ее в теле поэта, и Пушкин был похоронен с ней.
Ранение
По современным меркам Пушкин получил серьезное, но не смертельное ранение. Тогда почти двести лет назад рану поэта закрыли тканью и на карете повезли домой на Мойку, 12. Врачей рядом не оказалось. В пути тряской дороге раненый провел около часа. Он потерял почти 750 мл крови, а внутреннее кровотечение оценивалось примерно в 1,2 литра. Таким образом, Пушкин потерял около двух литров крови, что составляет примерно 40 % от общего объема, циркулирующего в организме. Такая потеря считается опасной даже по современным меркам. Но не критичной.
Руководитель отдела клинической токсикологии НИИ Скорой помощи имени И. И. Джанелидзе Алексей Лодягин объяснил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что в реаниматологии есть понятие «золотого часа». От качества и времени оказания медицинской помощи в первые минуты после происшествия зависит то, как будет развиваться заболевание и насколько эффективным окажется лечение.
««Платиновые» – первые полчаса, «золотой» – один час после происшествия и так далее. Конечно, чем быстрее будет оказана помощь, тем лучше», – рассказывает врач.
Доктор пришел к Пушкину домой спустя два часа после произошедшего. После осмотра, рану перевязали. Пушкину давали холодное питье, делали примочки. Состояние оставалось тяжелым, боль усиливалась. Консилиум врачей, собравшихся в квартире поэта, было решено давать опиум и белладонну раненному. Кроме того, его лечили пиявками и ставили клизмы. Эксперт объясняет такие действия тем, что врачи пытались сохранить работу кишечника и снять боль.
Усилия докторов продлили жизнь поэту на 46 часов. Пушкин умер на рассвете 10 февраля 1837 года. Ему было 37 лет.
Как это было бы сейчас
Сейчас раненного Пушкина отвезли бы на автомобиле скорой помощи в ближайшую больницу. По пути медики производили бы противошоковую терапию. Сделали бы за состоянием, ввели обезболивающее. Рану закрыли бы стерильной повязкой.
Лодягин поясняет, что в те времена ранения в живот считались смертельными. К тому же не было понятий стерильности, глубокого наркоза не существовало и операции на брюшной полости не проводились.
Заведующий кафедрой факультетской хирургии «Первого медицинского университа имени Сеченова», хирург Федор Ветшев заявил НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, что сегодня Пушкин отделался бы неделей в больнице и парой недель на костылях.
«Сейчас поступают пациенты с более тяжелыми ранениями и выживают», – отмечает хирург.
Под хорошим наркозом раненому поэту удалили бы поврежденный участок кишки, извлекли осколки кости и пули. Осушили бы брюшную полость и сделали переливание крови. Через неделю госпитализации поэта выписали бы домой к жене и детям. Из-за повреждений крестца возможно пришлось бы какое-то время походить с костылями.
Эксперты считают, что в случившейся трагедии сыграли роль несколько роковых факторов – преждевременный выстрел Дантеса, отсутствие врача на дуэли, долгая дорога в трясущейся повозке, доставка больного в дом, а не в больницу и, конечно, уровень медицины. По словам экспертов, у Пушкина было мало шансов на выживание. Но как сказал сам поэт:
«Да, видно, уж так и надо»