Уральские феминистки-поэты о 8 марта: «день борьбы» и «праздник из детства»
08.03.2020Уральские феминистки-поэты считают, что изначальный смысл 8 марта, как международного дня борьбы за права женщин, не теряет своей актуальности. Об этом они рассказали корреспонденту URA.RU.
«Воспринимаю 8 марта, в первую очередь, как день борьбы за права и равенство. Стремлюсь участвовать в митингах и других акциях, поддерживающих первоначальную философию этого дня», — отметила поэт Егана Джаббарова. Поэт и кураторка литературных проектов Юлия Подлубнова относится к праздничной дате «не как к дню милых и нежных созданий, которые нуждаются в любви и подарках». Вместе с тем, она считает, что «День солидарности женщин — тоже довольно пафосно и немного из Советского Союза». «Я бы сходила на какое-нибудь феминистское мероприятие 8 марта, особенно если бы оно было поэтическим или в целом интеллектуальным», — добавила она.
Одним из важнейших праздников считает 8 марта и поэт Нина Александрова. «В этот день мы вспоминаем о том, что уже сделано, вспоминаем об активистках, которые добились для нас того, что у нас есть сейчас, восхищаемся ежедневным вкладом каждой из нас в борьбу — в активизме, искусстве, науке, быту», — уточнила она.
А вот у поэта Екатерины Симоновой отношение более сдержанное: «Для меня это действительно просто праздник из детства, когда мама и бабушка приносили с работы цветы, дома был торт, конфеты „Птичье молоко“, чай из праздничного, — ярко-синего изнутри, белого снаружи, — сервиза. Во взрослой жизни 8 марта для меня просто дополнительный выходной. А выходной — это всегда приятно. 8 марта у меня по плану, как и в любое воскресенье, стирка и генуборка. Ок, вечером за труды праведные куплю себе в „Елисее“ пирог с брусникой. Давно хотела».
Уральские женщины-поэты полагают, что 8 марта по-прежнему актуален в своем изначальном смысле. «К сожалению, борьба ещё не окончена, достаточно вспомнить дело Юлии Цветковой (активистка из Приамурья, фигурантка нескольких дел — о гей-пропаганде и распространении порнографии — ред.), ситуацию с домашним насилием и прочее неравенство в том числе в вопросах трудоустройства», — подчеркивает Джаббарова. Подлубнова ее поддерживает: «Сейчас очевидно, что в контексте именно новой и очень молодой волны феминизма 8 марта приобрело обновленное политическое и общественное значение».
Схожее мнение у Александровой. «В РФ, по данным Росстата, женщины получают на 27% меньше мужчин на аналогичных должностях, не принят закон о домашнем насилии и ежегодно в России в результате домашнего насилия гибнут 12-14 тысяч женщин», — перечисляет она. «Из-за распространенной в обществе идеи обвинять в преступлениях жертву, а не насильника становятся возможны такие чудовищные истории, как дело сестер Хачатурян (убили своего отца, который издевался над ними — ред.). И это только мизерная вершина айсберга тех проблем, которые никто, кроме самих женщин, не собирается решать и благодаря которым наша страна становится далеко не самым комфортным местом для жизни женщины», — резюмирует она.
Уральские феминистки-поэты назвали и другие даты, которые, на их взгляд, важны в плане борьбы за женские права. Это, например, 25 ноября — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин и 30 мая — Международный день феминизма.