«На расстрел первую группу»: юрист, учитель и журналист дали оценку скандальной школьной газете
02.03.2020Ученики одной из московских школ выпустили свою подпольную газету, которую распространяли внутри учебного заведения. В ней ребята обсуждали последние новости, делились забавными случаями на уроках, конечно, не обходилось и без критики в адрес учителей. Газету подростки продавали за деньги и даже давали платную рекламу. Об этом рассказала одна из пользователей сайта «Пикабу». О какой школе идет речь, неизвестно. Однако об этой газете пишут СМИ, ее обсуждают тысячи интернет-пользователей, а фотографии бумажного издания распространяют многочисленные Telegram-каналы.
Отмечается, что «оппозиционное СМИ» вызвало гнев учительского состава школы. Педагоги посчитали, что дети «недостаточно устают от учебы», раз у них остаются время и силы на издание газеты «в стиле желтой прессы». Кроме того, родителям пригрозили ответственностью за незаконное предпринимательство и даже за оскорбление личности. Тексты между тем совсем не желтые, а вполне себе журналистские: содержат описания произошедших событий, ссылаются на слова очевидцев, демонстрируют разные мнения. Вот, например, фрагмент материала «На расстрел первую группу»:
— На неделе до каникул Вадим *** (по другим данным — Толя ***) стоял у доски и ничего не мог понять. *** (учитель — прим. «ВМ») ругался, а в классе все болтали. Математику это не понравилось, и он сказал: «Сейчас я вас всех на расстрел у доски поставлю!» (По другим данным — «Сейчас любой из вас может встать на расстрел».) Саша ответил на это: «На расстрел? Вы что, фашист?» Очевидец говорит: «Он рубанул рукой со всей силы по доске так, что посыпался мел. Также, по некоторым данным, у *** порвался ремешок от наручных часов. Эту интересную историю нам поведали Саша *** и Алена ***.
Сам учитель на репортаж со своего урока отреагировал болезненно:
— Оказывается, ваши дети недостаточно сильно устают от учебы и всевозможных кружков, раз у них хватило времени и сил на выпуск газеты в стиле желтой прессы, в которой они обсуждают и критикуют педагогических работников (учителей и завучей), искажают действительность в свою сторону для юмора, оскорбляя личное достоинство учителей, некультурно выражаются, предлагают коммерческие услуги (размещение рекламы за деньги, платную подписку на газету), продают газету другим учащимся… Это абсолютно невесело, существует ответственность за оскорбление личности и за незаконное предпринимательство (даже в мелких масштабах). Эта ответственность может полностью лечь на родителей несовершеннолетних… По всей видимости, дети не получают должного воспитания в семье и до сих пор не знают, что такое хорошо и плохо…
Действительно ли стоит порицать ребят за необычное творчество и грозит ли им преследование по закону, «Вечерней Москве» помогли разобраться эксперты.
МНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ
Историк, заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук Александр Снегуров поддержал издание:
— Все время мы говорим: «Где инициатива детей? Где их взгляд на происходящее?!». Но, когда эти взгляд и инициатива наконец появляются, мы обрушиваемся с критикой на их результаты, вместо того чтобы порадоваться появлению этого неподконтрольного продукта, который не вымучен с трудом из наших уроков, мероприятий, а свободен настолько, насколько это возможно в наших условиях. Эта газета — отражение современных нравов, актуальных эпизодов данной школы, класса, может, там и анализ есть. Такой и должна быть газета.
— Как считаете, почему самиздат вызвал такое возмущение?
— Мы говорим, что готовим граждан, способных выражать свое мнение, участвовать в дискуссии. Вот ребята и показали, что наша педагогическая риторика — одно, а реальность — совсем другое. То есть они обнажили наши педагогические недочеты, нелепости. Полагаю, это издание носит язвительный характер. Ну и что? Я собирал рукописный журнал из работ своих учеников, там были карикатуры, замечания и в мой адрес, и в адрес моих коллег. Ну и прекрасно! Именно такие проекты и укрепляют связь педагогов с учениками и создают оригинальный, интересный школьный пейзаж, ставший в последнее время таким скудным, формальным, сухим, что, признаться, очень беспокоит. Другой вопрос — на что они собирали эти деньги? Надеюсь, на продолжение работы издания и для осуществления издательского дела. Неужели кто-то сомневается, что это требует затрат? Я — нет.
Момент предпринимательства педагог также призвал не осуждать, ведь в конце концов это навязывает и сама школа, так что ученики действовали как раз в парадигме созданной действительности: уроки экономической грамотности сегодня ведутся с начальных классов — вот они эту грамотность и реализовали.
МНЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА
Телеведущий Владимир Соловьев оценил газету школьников, правда, коммерческая составляющая издания вызвала у него сомнения:
— Вполне хороший материал. Честно говоря, не понимаю, из-за чего такие возмущения. Ребята самостоятельно пишут тексты, у них, как мы видим по статье, широкая корреспондентская сеть. Другое дело, что за газету они берут деньги — тут и налоговая может прийти. Так что лучше, пожалуй, брать конфетами, правда, это могут расценить как «подарки»… Если каждое детское начинание, шалость раздувать и воспринимать настолько серьезно, мы точно не поможем этим еще несостоявшимся людям. Они почувствуют себя либо героями, либо гениями, либо изгоями, что одинаково вредно. Необходимо ведь соответствовать своему возрасту, работать над собой, и внимание к ребятам не должно превышать уровня реальной проблемы.
— Как считаете, тексты желтые?
— Исходя из услышанного мной материала, ничего желтушного там нет. Они просто своим, детским языком описывают произошедшие события. Кстати, обратите внимание, никаких оценок они не давали, только описывали ситуацию. А замечание учителя, что, видимо, у ребят много времени… Ну так и что? У детей и должно быть много времени, в том числе для самосовершенствования.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Юрист, эксперт по трудовому праву Валентина Яковлева спешит успокоить учеников. Вероятнее всего, никакой ответственности за коммерческую деятельность, как бы ни грозились учителя, им не грозит — не доросли еще:
— Прежде всего, если ребят и можно за что-то привлечь, делать это будет точно не школа. Что касается незаконного предпринимательства, у нас есть три вида ответственности: уголовная, административная и налоговая. Уголовная ответственность наступает в случае, если доход получен в крупном размере. Распространение среди узкого круга соучеников вряд ли попадает под эту статью, к тому же ответственность там с 16 лет. Административная ответственность также наступает с 16, но, если газету издавали старшеклассники, привлечь их действительно можно: штрафы там от 500 до 2000 рублей. Однако если несовершеннолетие — тут всегда смягчающее обстоятельство. И, если 16-, 17-летние ребята начнут раскаиваться, суд привлечет их к самой малой ответственности: штрафу в размере 500 рублей.
Если к ребятам придет налоговая, штраф составит 10 процентов от всего полученного дохода, но не менее 40 тысяч рублей. Но здесь придется доказывать и подтверждать сумму дохода, что довольно сложно в данных условиях. Ответственность, как и в предыдущих статьях, — с 16 лет. Кстати, в данном случае перенести ответственность с несовершеннолетних на их родителей не получится: меры принимаются только в отношении лица, совершившего правонарушение, а если оно еще не достигло указанного возраста, не привлекается никто.
Читайте также: Школьникам станет сложнее списывать ЕГЭ из-за внедрения новой технологии