Звезда с самоцветами засияет на шпиле Северного речного вокзала этой весной

26.02.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

26 февраля реставраторы показали, как идет процесс реконструкции огромной звезды, венчающей Северный речной вокзал. Над его восстановлением сейчас работают специалисты.

Более 80 лет звезда украшала 75-метровый шпиль Северного речного вокзала и служила флюгером. Фактически она стала символом речной навигации — в день ее открытия звезда поднималась на шпиль, а в завершающий день — опускалась. Она сияла золотым светом и поражала своей красотой и масштабами. Ходили даже слухи, что именно эта звезда некогда венчала Спасскую башню Кремля. Многие до сих пор в это верят.

Но легенда осталась легендой: звезды похожи по форме, а различны в деталях. Вокзальную звезду создали в 1935 году на Заводе им. Молотова из каркаса нержавеющей стали, облицованного гальваническим позолоченным медным листом. И она никогда не украшала кремлевскую твердыню.

За долгие годы звезда утратила свои блеск и красоту. Как и весь Северный речной вокзал, нуждалась в срочном восстановлении. Специалисты убрали 700-килограммовую конструкцию со шпиля в июле прошлого года.

— Ее бережно снимали с помощью стотонного крана целых два часа. Звезда вписывается в окружность диаметром пять метров, с двух сторон расположены накладные элементы из нержавеющей стали — серп и молот. По окончании работ будут восстановлены утраченные камни, отреставрирована позолота и серебрение звезды, — рассказывает директор филиала «Служба эксплуатации и развития речного транспорта ГУП «Мосгортранс» Сергей Ромазанов.

Камни, что украшали звезду, — это уральские самоцветы: аметисты, топазы, горный хрусталь, аквамарины и александриты. У всех них была бриллиантовая огранка, каждый камень находился в отдельной ячейке, покрытой золотом. Однако за десятилетия все это — и самоцветы, и золоченые ячейки — было утрачено. Поэтому реставраторы бережно и тщательно работают над их восстановлением.

Сейчас огромная звезда спрятана в тепляк рядом с вокзалом, где можно согреться и в минус пять градусов.

— Изначально на звезде было гальваническое золочение. Но в текущих условиях восстановить исторический слой позолоты практически нереально. Поэтому мы рассматривали альтернативные варианты — это методика сусального золочения и методика электрохимического золочения. Последнее ближе к первоначальной методике. Основные элементы делаются накладками, что позволяет сохранить подлинный материал для последующей реставрации, — поясняет главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала Константин Беляев.

Планируется, что звезда вернется на шпиль уже этой весной, аккурат к открытию речной навигации в Москве.

Сам же вокзал, реставрация которого продолжается с августа 2018 года, снова начнет работать уже в этом году. После реконструкции он станет крупным транспортным комплексом, а на его причалах начнут швартоваться грузовые и гражданские суда.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы:

— С момента установки в 1930-х годах звезда и герб, как, впрочем, и весь Северный речной вокзал, ни разу не реставрировались. За долгие годы местами было утрачено золотое покрытие лучей звезды, а также десять самоцветов, украшавших герб. Реставраторы уже заканчивают работу по металлу — работы завершены на 80 процентов — и в ближайшее время приступят к гербу. Весной этого года планируем полностью подготовить звезду к возвращению на шпиль.

ИСТОРИЯ

Северный речной вокзал построили в 1937 году. Много лет он служил речными воротами столицы, отчего и появилась поговорка «Москва — порт пяти морей». Благодаря системе каналов отсюда корабли могут дойти до Азовского, Черного, Каспийского и Белого морей. В 2015 году вокзал стал собственностью столицы и находился в аварийном состоянии. Власти города решили его отреставрировать.

Читайте также: Звезду с серпом и молотом вернут на шпиль Северного речного вокзала весной