Что нужно знать о падении цен на нефть, и как оно отразится на России

09.03.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

После провальных переговоров на прошлой неделе в формате ОПЕК+ цена на нефть резко начала падать. Североморская марка Brent на лондонской бирже торгуется в районе 31 доллара за баррель. Апрельские фьючерсы WTI стоят чуть больше 27 долларов. Причина падения цен связана с отказом России продлевать сделку ОПЕК+ о дальнейшем сокращении добычи нефти.

«Вечерняя Москва» поговорила с экспертами, которые рассказали о том, что будет дальше с ценами на нефть и валютой.

Когда низкие цены стали проблемой

Стоит отметить, что низкие цены на нефть стали проблемой с конца семидесятых годов. На протяжении 1948-1970 годов они в номинальном выражении не превышали трех долларов за баррель, не считая кратковременных скачков из-за Корейской войны 1950-1953 гг. и Шестидневной войны 1967 года. Впервые за 30-долларовую отметку цена перевалила в 1979 году в связи с исламской революцией в Иране и последовавшей за ней десятилетней ирано-иракской войной. Следующий рост произошел после начала военной операции США в Ираке в 2003 году.

С того времени «бочка» нефти  никогда не опускалась ниже 30 долларов. Цены на черное золото с 2003 года неуклонно росли, достигнув в 2008 и 2011 годах пиковых 100-120 долларовых показателей и выше.

Кризис «сланцевой революции» 2015-2016 годов

По-настоящему кризисным стали 2015 и 2016 годы. Тогда из-за наращивания сланцевых мощностей в США буквально за один год цены упали со 110 до 30 долларов за баррель. Такой резкой амплитуды падения не наблюдалось с 2008-2009 года — тогда падение составило 90 долларов.  Цена Brent упала до 29,99 долларов впервые с 2004 года.  

Падение цен было вызвано переизбытком энергоносителей на рынке. В канун 2016 года ОПЕК добывала 30 миллионов баррелей в сутки — это на 0,5-2 миллиона выше спроса на тот момент.

ОПЕКово решение

Чтобы стабилизировать цены страны ОПЕК решили расширить формат и включить в него 11 стран, не входящие в картель. В 2016 году страны ОПЕК+ сократили добычу на 1,8 миллионов баррелей в сутки (2% мировой добычи) по отношению к объемам октября 2016 года. Договор вступил в силу 1 января 2017 года.

В рамках сделки у всех стран имелись свои квоты. Россия обязалась сократить производство на 228 тысяч баррелей, Саудовская Аравия — на 322 тысяч баррелей. В декабре 2019 годы их доли были увеличены на  72 тысячи и  160 тысяч соответственно. Суточная добыча России после этой поправки должна была составить 11,121 миллионов баррелей, Саудовской Аравии — 10,151 миллионов баррелей.

Меры дали быстрый эффект. К концу 2017 года стоимость «черного золота» выросла до 66 долларов за баррель и продолжила рост.

С тех пор сделка постоянно продлевалась, но из-за вспышки коронавируса, обвалившей спрос и цены на энергоносители (в Китае на 20%), министры энергетики ОПЕК инициировали дополнительное снижение — на 600 тысяч баррелей. По худшим прогнозам спрос из-за эпидемии мог упасть на 1 миллион баррелей. На последних переговорах в Вене министр энергетики РФ Александр Новак отказался сокращать добычу, что фактически привело к развалу сделки ОПЕК+. Отныне, с 1 апреля (срок действия сделки) каждая страна вольна добывать столько, сколько ей заблагорассудится.

Ближний Восток качнет?

Снижение цен опасно для экономик и стабильности нефтедобывающих стран. Какие из них больше подвержены риску, «Вечерняя Москва» спросила у эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) и Валдайского клуба Георгия Асатряна.

— Политическая нестабильность ждет те страны, где за годы рыночного подъёма не были сформированы стабилизационные фонды. В этом смысле России можно быть спокойной. Катастрофы здесь не будет. Есть заначка, которую можно использовать для стабилизации. В Саудовской Аравии также накоплены существенные резервные фонды. То же самое касается других богатых арабских стран Персидского Залива. Тяжелее всего придётся Ирану, Ливии, Венесуэле и африканским нефтяных странам, — отметил Асатрян.

Ливия с 2011 года находится в состоянии гражданской войны, Венесуэла и Иран с приходом Дональда Трампа к власти — под нефтяным эмбарго со стороны США, которому следуют и страны Европейского союза.

Что будет дальше с ценами?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович ожидает дальнейшего падения цен на нефть. 

— На рынке сложились все обстоятельства для дальнейшего падения цен. ОПЕК+ умер. Не намечается не только новых соглашений, перестают действовать и старые сокращения. Саудовская Аравия уже заявила о повышении добычи, что позволяет спекулянтам играть на понижении. Продолжается коронавиурс. Все эти обстоятельства говорят в пользу сценария ценовой войны, которую выиграет тот, у кого самая низкая себестоимость нефти, или кто пойдет на девальвацию валюты, — подчеркнул он.

Напомним, власти Саудовской Аравии после срыва сделки ОПЕК+ заявили о рекордном наращивании добычи — до 12 миллионов баррелей в сутки.

В текущей ситуации у России есть два выхода

— Она может предложить передоговориться о снижении добычи или пойти на отказ от сильнодействующего болеутоляющего лекарства — то есть по сценарию ценовой войны — на выбывание самых слабых игроков, — подчеркнул Митрахович. 

Эксперт обратил внимание на то, что из-за снижения цен на нефть возникают риски для стабильности Саудовской Аравии, восточные нефтяные провинции которой населены шиитами.

В чем держать деньги?

Руководитель блока инвестиционных продуктов «Открытие Брокер» Антон Шабанов советует ориентироваться на цели.

— Россиянам всегда лучше держать деньги в соответствии с их целями, независимо от того, как скачет наша национальная валюта. Если Вы копите на цель в России, то лучше держать деньги в рублях, если собираетесь что-то приобрести за границей — тогда в долларах и евро, — говорит он.

Что касается резкого падения рубля, то это не повод срочно бежать в «обменники», полагает экономист.

— Покупка и продажа валюты всегда происходит за деньги. Если Вы уверены, что доллар будет дорожать, тогда меняйте. Но Вы уверены, что курс доллара через неделю не вернется к 60-65 рублям? Можно всегда очень много и  быстро заработать, но можно также много и быстро потерять. Любые действия на валютном рынке крайне рискованны, — заметил Шабанов.

Он напомнил, как в декабре 2014 года граждане массово скупали телевизоры, но потом им пришлось продавать их «за бесплатно» на сайте рекламных объявлений. Как себя поведет рубль, «предсказать крайне сложно», уверен эксперт.

Читайте также: В Госдуме прокомментировали падение цен на нефть