Сохранять оптимизм при любых обстоятельствах. История 90-летней москвички
23.03.20201 мая москвичке Майе Сауловне Табачниковой исполнится 91 год. Модная короткая стрижка, нюдовый маникюр, солнцезащитные очки и не сходящая с лица улыбка — это все про нее. На пенсию Майя Сауловна ушла всего пять лет назад. Сегодня она — активная участница городского клуба «Мой социальный центр» в районе Преображенское и проекта «Московское долголетие». «Вечерняя Москва» встретилась с москвичкой и спросила у нее, как ей удается при любых обстоятельствах сохранять оптимизм.
«Оптимисты живут дольше» — жизненный девиз Майи Сауловны. 90-летняя москвичка завела YouTube-канал и проводит тематические эфиры: рассказывает о своих путешествиях, активном долголетии и о том, как всегда оставаться любознательным и общительным.
КАК УЗНАТЬ ОПТИМИСТА
— Майя Сауловна, когда вы ушли на пенсию, вам не было скучно?
— Мне с самой собой никогда не скучно, я быстро нашла себе занятия по душе. У меня расписана вся неделя. Занимаюсь плаванием и скандинавской ходьбой, хожу в социальный центр, для гостей центра провожу тематические беседы вместе со Светланой Алексеевной (сотрудница социального центра — прим. «ВМ»). Мне нравится с ней работать: всегда можно договориться, предложить ей какие-то свои варианты. Вот на днях должна была состояться встреча «Оптимисты живут дольше», но из-за коронавируса ее отменили. Но мы не унываем! Людям старшего возраста сейчас лучше находиться дома, не нужно подвергать опасности свое здоровье.
— Вы наверняка знаете, как в толпе отличить оптимиста?
— По первой фразе, которая будет произнесена человеком. Если какая-либо сложная ситуация и человек говорит, что все будет хорошо, мы выйдем из этой ситуации, — это оптимист. Если человек жалуется и только нагнетает обстановку — скорее всего, это пессимист. Проследить это можно в любой ситуации — будь это ожидание троллейбуса, час пик в метро. У меня часто спрашивают: как в таком возрасте можно оставаться оптимистом? Дело ведь уже идет к закату жизни. Но я размышляю так: у меня сейчас как раз тот возраст, когда накоплен большой багаж знаний, есть большой опыт общения с людьми. Людям интересно со мной. Во всем я стараюсь увидеть положительные моменты и сконцентрироваться на них.
— Кто оптимистичнее идет по жизни — молодые люди или пенсионеры?
— Среди людей старшего поколения больше оптимистов, чем в среднем возрасте. Вот кто меньше всего чего-то боится? Дети и старики. У детей мало жизненного опыта, и им трудно чего-то бояться. Они не читают газет, не смотрят новости по телевизору. У людей старшего возраста, наоборот, уже достаточно опыта, чтобы отделить просто страх от реальности и сказать: «Мы обязательно выйдем из этого положения».
— Неужели у вас никогда не было моментов личного отчаяния?
— Когда человек по внутренней установке оптимист — не знаю, от природы это дается или приобретается, — он учится побеждать отчаяние. Про свою жизнь могу сказать так: отчаяние — это война. Когда над тобой летит самолет и сейчас он спустит на тебя бомбу — это отчаяние. Я родилась и жила в Одессе. Это удивительный город, потому что там большинство людей — оптимисты по натуре. Моя мама работала секретарем горкома партии, и с наступлением войны меня вместе с 70-летней няней отправили в эвакуацию — в одну из станиц Краснодарского края. Мне было всего 12 лет. Мы ехали несколько дней. Согласитесь, в эти моменты у ребенка могло быть отчаяние. Но я старалась сохранять оптимизм, который и помог мне пережить тяжелые моменты.
ДЕЛАТЬ ДЕЛО И ШАГАТЬ ВПЕРЕД
— При любых обстоятельствах можно сохранить оптимизм?
— Надо делать дело, а не кричать: «Караул, куда мне деваться?!». Это мое глубокое убеждение. Конечно, еще многое зависит от окружения. Важно, чтобы близкие люди поддерживали вас. Я считаю, что мне очень повезло в жизни. Столько было вариантов, когда можно было свернуться в комочек и сказать: все плохо. Но именно благодаря тому, что я живу активно и с позитивным взглядом на все, я живу долго.
— А как пессимистам перейти на светлую сторону, есть какие-то универсальные советы?
— У меня однажды спросили, как бороться с хандрой. А я говорю: не надо бороться. Если к вам домой приходит неприятный вам человек, вы же его не впускаете в дом. А если все-таки откроете дверь, то постараетесь поскорее от него избавиться. Так и не пускайте в дом то, что вы называете «хандрой». И не приглашайте ее снова, если она уже один раз приходила. Но для этого нужна прежде всего собственная внутренняя установка «я сделаю, я могу». Так же и с пессимизмом. Очень важно уметь заставить себя подняться с дивана, сделать что-то полезное для других. Тогда и настроение придет, появится желание жить. Ведь приятно осознавать, что ты кому-то нужен. Я всегда ложусь спать с чувством, что я что-то не доделала. И встаю с этим. В этом, пожалуй, мой секрет долголетия.
— За здоровьем как-то следите? Кроме скандинавской ходьбы и плавания, возможно, придерживаетесь определенной диеты?
— Всегда говорю: не спрашивайте меня о двух вещах — как вы лечитесь и как вы питаетесь. Я плохо питаюсь, никому не советую повторять за мной. Практически ничего не готовлю себе, все по-быстрому: тут что-то схватить, там что-то сделать — и все. Правда, по утрам выпиваю чашку воды — это мой завтрак. Днем устраиваю легкий перекус. Почти не ем мяса и молочных продуктов, кроме сыра.
— Что пожелаете молодежи?
— Будьте оптимистами во всем — в работе, в личных отношениях, в свободном времени и даже в трудных обстоятельствах. Делайте то, что любите. Будьте нужными и полезными друг другу. И тогда все получится!