Советский ас рассказал, как сбивал американцев в корейскую войну

16.02.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

После второй мировой войны первой горячей точкой для солдат СССР стала Корейская война. Советские летчики-истребители помогали Пхеньяну отбиться от ВВС США, а также обучали союзников пилотировать реактивные самолеты. Накануне Дня памяти воинов-интернационалистов генерал-майором авиации в отставке Сергеем Крамаренко рассказал о боях советских асов против американцев. Истории ветерана передает РИА Новости.

Сергей Макарович — единственный из ныне живущих Героев Советского Союза, кто получил Золотую Звезду за корейскую войну, а также является одним из старейших воинов-интернационалистов страны. В апреле он отпраздновал свой 97-й день рождения. 

Он отправился на Корейскую войну, пройдя огненные годы Великой Отечественной. Крамаренко освоил истребители ЛаГГ-3 и Ла-5, воевал в 523-м и 19-м (впоследствии 176-м гвардейском) истребительных полках, был сбит и чудом выжил. За время войны с его участием уничтожено 16 вражеских самолетов, три из которых были засчитаны лично ему.

«Этот опыт сильно пригодился в Корее. Под конец войны мы превосходили немцев в летном мастерстве и тактике ведения боя. С этим багажом знаний вступили в корейский конфликт. И успешно побеждали американцев. Летчики ВВС США мне показались слабее немецких асов. Фрицы воевали более охотно, лезли в драку. А американцы чаще старались уклониться от боя. В Корее мы доказали, что как минимум не уступаем им в подготовке и мастерстве, а в самолетах — даже превосходим», — рассказывает ветеран.

Опыт позволил ему легко освоить реактивный МиГ-15. Ветеран вспоминает, что машина прекрасно слушалась, развивала до тысячи километров в час и быстро набирала высоту до 15 километров. Из-за того, что МиГ-15 превосходили американские истребители F-86 Sabre по скороподъемности, советские летчики предпочитали нападать на противника сверху.

Всего 176-й гвардейский авиаполк потерял в Корее восемь летчиков убитыми и 12 самолетов. Потери американцев составили около 50 бомбардировщиков, не считая истребителей. По словам Крамаренко, он лично сбил 21 вражеский самолет, но засчитали ему только 13: остальные упали в море. По мнению аса, высокая результативность советских летчиков помогла предотвратить Третью мировую войну.

«Американцы собирались сбросить 300 атомных бомб на СССР. Но мы в Корее доказали, что B-29 лучше не соваться на нашу территорию. Когда мы в одном вылете сбили 25 бомбардировщиков из 48, США отказались от стратегии бомбардировок Советского Союза. Поняли, что это билет в один конец», — уверен Крамаренко.

После корейской войны карьера Сергея Крамаренко пошла в гору. Он окончил Военно-воздушную академию, с 1955-го служил замкомандира 201-го истребительного авиаполка ПВО. С 1957-го командовал 167-м полком. С 1960-го служил начальником авиации 20-й истребительной авиадивизии ПВО. В 1964-м вступил в должность замкомандующего по боевой подготовке авиации 14-й отдельной армии ПВО. С февраля 1979-го стал замначальника штаба 23-й воздушной армии. А в последний раз в воздух на боевом самолете он поднялся в 1982-м.

«Как сейчас помню — управлял МиГ-21. Сейчас, конечно, уже не могу летать. Завидую молодым, поднимающим в воздух истребитель. Да и современные боевые самолеты — прекрасная техника. Мощные, хорошо вооруженные. На них наверняка приятно “резать воздух”. В наше бы время такие истребители… Небо мне снится до сих пор», — вспоминает генерал-майор в отставке.