Сексизм и стереотипы: почему 23 Февраля и 8 Марта теряют актуальность
23.02.2020Российское правительство в 2020 году определило 26 праздничных дней. Выходные приурочены к Новому году, Дню Труда (1 Мая), Дню Победы (9 Мая), Дню России (12 июня) и Дню народного единства (4 ноября). Но ни один из них не провоцирует так много споров, обсуждений и иронии в обществе, как 23 Февраля и 8 Марта — День защитника Отечества и Международный женский день.
Вовлеченными в дискурс под конец зимы оказываются почти все — бизнесмены, маркетологи, историки, общественники и феминистки. Простые люди и журналисты тоже. Одних интересуют корпоративные заморочки и рекламные кампании, других — историческое и культурное соответствие дат и традиций, а кто-то видит во всем этом карнавал сексизма и бессмыслицы. Мы попытались разобраться в теме и уместить на одной странице то, что вы будете видеть в СМИ и соцсетях еще как минимум несколько недель.
Последние проведенные исследования отчасти подтверждают мнение о том, что День защитника Отечества и Международный женский день со временем утратили исторический смысл и трансформировались в «празднование своей половой принадлежности». Так выразилась одна из собеседниц URA.RU. Кроме того, подавляющее большинство россиян предпочли бы не выносить на публику сложившиеся традиции. По крайней мере, корпоративные.
Опрос сервиса «Работа.ру» (опубликован газетой «Известия») показал: с одной стороны, 70% людей положительно относятся к 23 Февраля, а 75% — к 8 Марта. Пережитками прошлого эти праздники посчитали 5% респондентов. С другой — подавляющее большинство россиян (76%) предпочли бы премии вместо корпоративов и подарков от коллег. Празднику на работе рады только 8% из 2,4 тысячи опрошенных человек.
Что касается подарков, самыми запоминающимися участницы опроса, проведенного банком «Открытие» (результаты есть у ТАСС), называли гладильную доску, капроновые чулки и мельницы для соли и перца. Мужчинам больше запомнился щенок, ящик пива, перфоратор и чехлы в машину.
«Изначально 8 Марта — это день борьбы за женскую эмансипацию и равноправие, а 23 Февраля — День Советской Армии и Военно-морского флота. Но первый со временем превратился в Международный женский день и почему-то стал выходным, а второй каким-то образом стал праздником всех мужчин. 23 Февраля — это профессиональный праздник. При этом день российской печати мы не отмечаем всей страной», — рассуждает в разговоре с URA.RU шеф-редактор студии «Амурские волны», создательница telegram-канала «Дочь разбойника» Настя Красильникова.
Смысловая нагрузка этих дат и правда сильно изменилась. Появившиеся в прошлом веке праздники постепенно обретали новые черты, и в итоге общество приспособило их под свои потребности, говорит научный сотрудник Института этнологии и антропологии кандидат исторических наук РАН Мария Васеха.
«Изначально 8 Марта было, по сути, днем женщин-руководителей, женщин, которые начали участвовать в общественной жизни. Если посмотреть прессу 1924, 1925, 1926 годов, то празднование в основном проходило так: собирали женщин-активисток и устраивали какие-то застолья, чтение лекций и тезисов Ленина. Теперь 8 Марта — это день женщин, а 23 Февраля — повод поздравить своих мужчин», — пояснила собеседница агентства, которая, несмотря на «спорные моменты» возникновения этих праздников, считает их уместными и органичными.
За такой деформацией смыслов стоит более острая дискуссия. На уровне риторики, то есть того, как именно люди друг друга поздравляют, эти события [мужской и женский дни] воспроизводят ряд «гендерных стереотипов», которые только «закрепляют существующий патриархальный порядок». Так считает научный сотрудник и координатор программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге Анастасия Новкунская.
«Условно многие поздравления сводятся к следующим нормам и ожиданиям: „девочки должны быть красивыми“, а „мальчики должны быть сильными“. И это при том, что есть очень состоятельные, независимые и сильные во всех смыслах женщины, и мужчины, которые совсем не хотят никого защищать, которым иногда хочется быть слабыми и регулярно инвестировать в свою внешность».
Вопрос о том, нужно ли что-то кардинально менять в этом плане, остается открытым. Новкунская призналась, что не является сторонницей запретов и предпочитает тему изучать: почему в обществе сложились именно такие практики празднования? Почему они настолько устойчивы? Это все интересные вопросы, добавила собеседница.
Альтернативой научному подходу мог бы быть компромисс — добавить эти праздничные дни к отпуску сотрудников. «Может, кто-то хочет отмечать не Международный женский день, а день, когда он уволился. Или кому-то нужно отметить не День защитника Отечества, а день, когда он закончил ремонт. Люди вправе сами распоряжаться такими вещами. Я не могу сказать, что я категорически против этих праздников. Просто мне не нравится, что эти дни становятся поводом для манифестации сексистских стереотипов. Мне не нравится, когда женщинам говорят, что они украшение коллектива. Женщины созданы не для того, чтобы декорировать пространство вокруг мужчин», — добавила Красильникова.