Почему жертвы сексуальных домогательств в России «сами виноваты»
07.03.2020Спустя три года после жалоб актрис на сексуальные домогательства со стороны кинопродюсера Харви Вайнштейна, суд признал его виновным в сексуальном насилии. В России же ситуация иная: по словам юристов, в нашей стране процент женщин, готовых заявить о домогательствах, очень низкий, а информации о том, что делать в такой ситуации, крайне мало. Правозащитники и психологи рассказали URA.RU, кто в этом виноват и смогут ли жертвы защитить себя.
Что такое сексуальные домогательства?
«Что именно следует понимать под сексуальным домогательством — большой вопрос для всего мира, — объясняет юрист, директор центра „Насилию.нет“ Анна Ривина. — Когда мы говорим об этом, речь всегда идет о дискриминации — ситуации, когда человека не считают за человека». И если в том, что «мужчина» — «человек», уверены почти все, то контекст, в котором слова «женщина» и «человек» не синонимичны, по-прежнему встречается часто.
Несмотря на то, что в российском законодательстве не прописано, что такое сексуальное домогательство, а в законах других стран это понятие трактуется по-разному,
определение понятию дала Международная организация труда: «это поведение, продиктованное сексуальными мотивами, которое является нежелательным или оскорбительным для объекта такого поведения».
Ривина уточняет: когда речь идет о сексуальном домогательстве, жертвой не всегда становится женщина. «Но в силу того, что мы живем в патриархальном обществе, дисбаланс очень сильный. Поэтому зачастую страдают именно женщины», — рассказывает правозащитница.
Почему женщины «сами виноваты»?
Сексуальное домогательство по отношению к женщинам происходило на протяжении многих веков — это связано с тем, что девушки всегда смиренно принимали любое отношение к себе. «Именно поэтому многие женщины молчат и не признаются, что им неприятно то или иное отношение к себе. Нельзя отрицать, что не у всех есть воля, не у всех есть окружение, которое поддержит», — объясняет Анна Ривина.
С этим отчасти соглашается лидер движения «За права женщин России», почетный адвокат России Людмила Айвар. По ее мнению, виной всему — сложившиеся за много лет стереотипы патриархального общества, где мужчина играет давлеющую роль. Адвокат напоминает: даже если женщина одевается сексуально и хочет вызвать интерес мужчин, это не значит, что ее нужно домогаться. «Женщины же не кидаются на мужчин, которые бегут по улице и не прикрывают свои гениталии. Хотя логика та же», — отмечает эксперт.
Другого мнения придерживается психолог Андрей Зберовский. Он уверен, что главной проблемой общества является отсутствие стандартов в общении мужчин и женщин. «Культура и СМИ заставляет мужчин думать, что надо добиваться женщину. Если бы в обществе изначально было закреплено: когда женщина говорит „нет“ — нужно отступить, все было бы не так», — уверен психолог.
Однако эксперт отмечает, что в какой-то степени вина женщин действительно есть. «Некоторые женщины сами поддерживают миф о том, что их нужно добиваться. Такое поведение сбивает мужчин с толку: они пытаются действовать настойчиво, при этом некоторые умудряются переступить грань закона — и уже мы имеем дело с сексуальным домогательством», — утверждает Зберовский.
Как поступать мужчинам?
После предания огласке сексуальных домогательств проблемы появились не только у жертв.
«По работе я имею дело с мужчинами, которые действительно боятся подавать сексуальные сигналы женщинам, потому что думают, что их неправильно воспримут. Как психолог я всегда объясняю мужчинам, что если прямых сигналов от женщин нет, то навязываться не надо», — рассказывает Зберовский.
Непростую позицию мужчин в сложившейся ситуации можно назвать погрешностью на пути борьбы с устоявшимся отношением к женщине. «Никто не знает, как изменить веками сложившуюся традицию быстро и без потерь. Но будет лучше, если начальник-мужчина лишний раз не пригласит женщину на деловой ужин. Возможно так мы сломаем паттерн, что с женщиной на работе можно делать что угодно», — считает Анна Ривина.
Смогут ли помочь жертве?
«Обычно общество винит жертву во всех происшествиях. В случае с сексуальным домогательством жертвы смогут защитить себя только тогда, когда появится презумпция доверия. А пока в нашем праве есть только презумпция лица, обвиняемого в преступлении», — объясняет адвокат Айварова. Если в Европе инцидент с Харви Вайнтшейном заставил многих женщин признаться, что они пережили сексуальные домогательства, и запустить судебные процессы, то в России, когда стало известно о домогательствах депутата Леонида Слуцкого к журналисткам, виновными в происшествии сочли самих девушек. «Женщины молчат о домогательствах, понимая, что это бесполезно: доказательства предоставить невозможно, уголовные дела не возбуждаются, а полиция не реагирует на обращения, потому что нет состава преступления», — заключила Айвар.