После инцидента со стихами Есенина филолог вспомнил «народные» аналоги неприличных слов

15.02.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

Эксперт прокомментировал «нелитературный» инцидент, произошедший на уроке литературы в сестрорецкой школе, когда руководство посчитало слова учителя, которыми он прокомментировал стихотворение Сергея Есенина «Исповедь хулигана», не соответствуют лексике, которой должен пользоваться преподаватель. Доцент кафедры филологического образования Петербургской академии постдипломного педагогического образования, учитель русского языка и литературы филолог Сергей Федоров рассказал НЕВСКИМ НОВОСТЯМ, как можно избежать нецензурной лексики в литературных произведениях, не нарушая смысл при этом.

«Всё просто: если есть такое слово в тексте всё-таки надо поставить многоточие. Дети сейчас не дураки, они знают много других интересных слов и это неудивительно. Стоит ли произносить такую лексику учителю? Думаю, что совершенно необязательно, всегда можно заменить отточиями. И в произведениях Толстого, и Пушкина, и других классиков достаточно подобных слов», отметил эксперт.

По словам филолога, в таких ситуациях должна быть этическая комиссия и необходимо тщательно разбираться, в первую очередь, в мотивах учителя. Может, он хотел сделать рекламу своему «демократизму» или это была просто реакция на какую-то ситуацию.

«В российской лингвистике укоренилось понятие «литературный язык», но в литературе употребляются все слова, какие есть в языке: и печатные, и непечатные. В западной же – “нормативный язык”», добавил Федоров.

По мнению эксперта, в пределах школы должны быть определённые ограничения – «нормы», но эти ограничения не должны быть слишком жесткими. Иначе они превращаются в лицемерие или ханжество. Исторически, как заметил Сергей Федоров, русский человек в своем быту ругался очень мало, он употреблял чаще всего выражения в игровой форме и заменял ругательства эвфемизмами – «ёксель-моксель», «ежкина-жизнь» и прочее. Потому, что употребление матерного выражения – это всегда выражение языковой агрессии.