Как российские фильмы полюбились зрителям и стали «миллиардерами»

24.02.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

Всего за 10 дней проката фильм «Лед 2» (реж. Жора Крыжовников) собрал более 815 млн рублей, что делает его рекордсменом за всю историю российского широкого кино. Это самый успешный с коммерческой точки зрения старт отечественного фильма в прокате.

Такими темпами сиквел полюбившейся зрителям спортивной мелодрамы «Лед» может войти в пятерку самых кассовых кинолент в истории российского кинематографа, если не возглавить ее.

Фильм стал достаточно весомым поводом окунуться в историю отечественных кинолент и убедиться, что за последние несколько лет российский кинематограф переживает небывалый подъем и растущую популярность. Совсем свежая кинолента «Холоп» (реж. Клим Шипенко) побила рекорд, собрав в прокате более 3 млрд рублей, что сделало ее самым кассовым фильмом за всю историю российского кино. Комедия сдвинула с золотого пьедестала спортивную драму «Движение вверх», финальные сборы которой немного недобрали до 3 млрд.

В целом, за последние три года в кинотеатры все охотнее идут на российские фильмы. Многие связывают такой успех и популярность именно с актерами, которые там участвуют, другие — с резким скачком качества съемок, оригинальными сюжетами и привлекательной картинкой. Как бы то ни было, сейчас список из самых кассовых фильмов в России возглавляют именно те ленты, которым не более трех лет. 

1. «Холоп» (реж. Клим Шипенко)

Несомненным действующим лидером стала комедия Клима Шипенко «Холоп», повествующая о нестандартом перевоспитании типичного столичного мажора Гриши (Милош Бикович). Героя после очередной пьянки, пока тот находился в бессознательном состоянии, переместили из современной России в деревню 1860 года (за год до отмены крепостного права). Все это случилось с подачи отца главного героя (Александр Самойленко), который захотел перевоспитать своего легкомысленного отпрыска. С помощью экстравагантного режиссера (Иван Охлобыстин) для мажора построили целое поселение русичей, напичканное скрытыми камерами.

Фильм стартовал в прокате 26 декабря. За почти два месяца показов «касса» киноленты собрала более 3 млрд рублей. Он возымел небывалый успех у российского зрителя. К теплым отзывам присоединились и кинокритики. Кинокритик портала «Фильм.ру» Владислав Шуравин отметил схожесть с другим нашумевшим фильмом Шипенко, а именно с «Текстом», только в центре внимания оказывается именно выходец из золотой молодежи. Шуравин добавил, что среди новогодних кинокартин последних лет «Холоп» является самым «компромиссным вариантом».

Нестандартный подход режиссера к истории и проработка сюжета сценаристами привлекла зрителей и поставила фильм на пьедестал почета. Несмотря на то что картины с похожей концепцией «попаданцев» уже сняты («Мы из будущего», «Рубеж»), «Холоп» отличается легкостью повествования и идеей намеренного помещения героя в условия другого мира. То есть в его перемещении во времени нет мистической составляющей – это все часть воспитательной работы. Такой подход к истории и свежий взгляд режиссера, а также качественная игра актеров и работа технической стороны фильма и привлекла зрителей.

2. «Движение вверх» (реж. Антон Мегердичев)

Еще недавно лидер российского проката (сборы более 2,9 млрд рублей), который уступил лидерство «Холопу», спортивная драма Антона Мегердичева «Движение вверх» особенно привлекала в кинотеатры зрителей, будучи в прокате. Все это благодаря мощной рекламной компании, и, конечно же, сюжету, который основан на одноименной книге Сергея Белова — бывшего игрока сборной СССР. Фильм повествует о победе сборной страны по баскетболу в финале Олимпиады-1972.

Легендарная игра стала одной из самых ярких в истории олимпийского баскетбола в том числе благодаря скандалу с переигранной концовкой поединка и трем секундам, за которые советской сборной удалось вырвать золото американских соперников. Сочность и зрелищность картинки привлекла даже людей, далеких от спортивной тематики. Продюсер Леонид Верещагин заявил, еще никто и никогда не снимал баскетбол так, как это сделала команда операторов.

Особую роль для коммерческого успеха фильма сыграла и актерская работа таких артистов, как Владимир Машков в роли главного героя — тренера новоиспеченной сборной. Качество операторской работы оставило под впечатлением даже тех, кто картиной был недоволен.

В целом фильм стал достаточно прецедентным. Он собрал вокруг себя два лагеря зрителей: те, которые остались довольны и в целом поставили картину (в их число входят многие именитые персоны, критики, журналисты и даже ныне бывший министр культуры Владимир Мединский), и те, кто обрушился с критикой на фильм и режиссера из-за несоответствия истории реальности. Вероятно, громкие споры также послужили возгоранию интереса к киноленте, а следовательно и побуждению зрителей пойти в кинотеатры, чтобы составить свое мнение о достоверности или интересности фильма в целом.

3. «Т-34» (реж. Алексей Сидоров)

Премьера фильма Алексея Сидорова «Т-34» в России состоялась 1 января 2019 года. В первый день проката кассовые сборы составили 111 335 336 рублей. Выход в мировой прокат состоялся 11 января. Это шестая по счету отечественная кинолента, снятая в формате IMAX.

Автор сценария и собственно режиссер фильма захотел привлечь к военной истории молодежь. При этом он стремился к тому, чтобы фильм не смутил тех, кто сам прошел через тяготы Великой Отечественной войны. Большую роль сыграла и качественная картинка и эффект погружения. Многие сцены были сняты непосредственно в кабине танка, а формат IMAX помогал зрителям в кинозале чуть ли не стать членом экипажа.

Привлекли зрителей и имена актеров, которые там приняли участие. Александр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум воплотили образы узников концлагеря и передали через эмоции и взаимодействие друг с другом толику того времени.

4. «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» (реж. Илья Куликов)

20 декабря 2018 года в широком прокате вышел полнометражный фильм «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел», который стал прямым продолжением четвертого сезона одноименного сериала от ТНТ. Фильм возымел коммерческий успех в основном из-за уже полюбившихся героев сериала «Полицейский с Рублевки». Фильму уже заранее пророчили окупаемость и популярность, так как его «отец» бил рекорды, пока его крутили по ТВ.

Но что же заставило зрителей полюбить сам сериал? Все просто – смелый подход к юмору и сюжету и мощный дуэт двух главных героев в исполнении Александра Петрова и Сергея Бурунова, на взаимодействии которых и построено 80 % успеха ТВ-шоу. Диалоги Гриши и его начальника Володи стали чуть ли не национальным достоянием, колкие фразочки и выражения, ставшие крылатыми, можно услышать и по сей день. Естественно, зрители захотели увидеть своих героев вновь уже на большом экране и охотно шли на новогоднюю киноленту.

5. «Последний богатырь» (реж. Дмитрий Дьяченко)

Одним из самых ярких и обсуждаемых в отечественной киноиндустрии событий 2017 года стал рекордный бокс-офис фэнтези-сказки «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко. Сборы картины превзошли все кассовые ожидания и спустя четыре года побили достижения «Сталинграда».

Для создания своего самого дорогого и амбициозного проекта YBW объединилась с российским офисом Disney, которого привлекла эта история и концепция. Еще за год до релиза фильм уже продвигали на различных платформах, тем самым у проекта была одна из самых мощных рекламных кампаний. Всего ролик показали перед 13 релизами, которые посмотрело в общей сложности более 37 млн человек.

Успех сказки произошел не только благодаря качеству спецэффектов, мастерству гримеров или костюмеров. «Последний богатырь» имеет более уверенный и четкий концепт и хорошо просчитанный юмор. Фильм делали люди, которые в курсе западного кино, понимают запросы своей аудитории и при этом не боятся экспериментировать.

Тенденция или исключения из правил?

Кинокартины-лидеры абсолютно разные: от боевика до сказки-фэнтези. Следовательно, успех зависит не от определенной формулы, а от интересного подхода к воплощению той или иной истории, в каком бы жанре она ни была. Кинокритик Станислав Ростоцкий отметил, что как таковой общей тенденции нет и успехи работ отечественных киноделов строго индивидуальны. Более того, он напомнил, что даже дорогостоящие картины не гарантируют успеха и зрительских симпатий, в то время как недорогой, но простой и душевный фильм может бить рекорды по просмотрам и бокс-офису.

«Мы были свидетелями, когда дорогостоящие фильмы, рассчитанные на очевидный успех, не вызывали никакого интереса. А какие-то картины внезапно выстреливают. Мне кажется, что создатели фильмов „Холоп“ и „Лед“ рассчитывали, что фильмы будут успешным, но такого ажиотажа не ожидали. Все предельно индивидуально и зависит от эмоциональных факторов, так называемой загадочной русской души. Потому, что огромное количество картин, которые были поставлены по голливудским лекалам, у нашего зрителя интереса не вызывали. А другие, не всегда даже на 100 % профессиональные, оказываются нашему зрителю ближе»,отметил критик.

Что касается дальнейшего успеха в мировом прокате, то, как отметил критик, некоторые картины были успешны в Китае. Но с Голливудом, даже на европейском рынке, в любом случае конкурировать пока бессмысленно. Единственные перспективы имеются у российского артхауса. Если так случится, что когда-нибудь фильм получит «Оскара» как лучшая не англоязычная картина, у него безусловно будут шансы на прокатный успех. Но в любом случае речь будет идти о нескольких миллионах. Говорить о том, что отечественный фильм за рубежом в первый уикенд может войти в топ-10 преждевременно, но чудеса случаются.