Как голосовой помощник может вызвать психические отклонения

25.02.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

Чем сильнее прогресс наступает на пятки, тем сложнее оставаться хорошими родителями. «Умные» голосовые помощники вовсю конкурируют с вечно занятыми папами и мамами за воспитание детей: вот и научить правильно говорить ребенка вместо мамы может голосовой помощник.

Ребенку не нужно слушать менторское занудство педагога или серьезно настроенной мамаши: занятия с голосовым помощником — это веселый досуг в компании мультяшных Фиксиков и Звуклей (персонажей, специально придуманных разработчиками логопедического тренажера. — «ВМ»).

Виртуальные логопеды дают детям задания на развитие речи и поют песенки с повтором «трудных» звуков [з], [ц], [ш], [ч], [р] и [л]. Поют Звукли голосами популярных среди молодежи певцов.

— Тексты к песням написаны с учетом требований логопедов, — поясняет представитель разработчика Матвей Киреев. — Фиксики исполняют их теми же голосами, что и в мультике. Они дают ребенку задания: пропеть то-то, повторить. А Звукли мотивируют учить языки, выступать перед публикой и грамотно писать — все то, что трудно дается детям с плохой дикцией.

Учиться можно где и когда угодно: хоть через приложение, хоть через умные колонки или домашнюю онлайн-станцию (многофункциональный электронный прибор с голосовым управлением. — «ВМ»). Того и гляди голосовые помощники станут для наших продвинутых детей и лучшими друзьями, и авторитетными учителями.

— Дети любят голосовых помощников, — признается Матвей. — Для них это простой способ общаться с технологиями. Не нужно осваивать сложных инструкций, можно поболтать, как с человеком. Чаще всего дети просят гаджет поставить сказку или песенку и задают миллион вопросов, которыми, не будь голосового помощника, они бы донимали родителей. Например, почему небо голубое.

Электронная атака на мозги

Крепкая дружба с голосовыми помощниками чревата даже психическими отклонениями, говорит психотерапевт, член Международной психотерапевтической лиги Инна Кирюшина.

— От Алисы дети могут узнать больше нового, чем от родителей в чисто информативном плане, — поясняет эксперт. — Но того, что дают родители, ни один робот не даст. Нужно учить ребенка дарить тепло, чувствовать. Другими словами, у детей и подростков нужно развивать эмоциональный интеллект. У них и без того общение друг с другом вызывает трудности, а дальше будет хуже. Современная молодежь закрывается от жизни, от окружающего ее мира, видит в нем враждебность и боится коммуницировать. Дети зарываются во всю эту электронную чепуху. Но в дальнейшем им придется выходить в «страшный» мир, а это чревато паническими состояниями и даже психическими отклонениями, деструктивным поведением по отношению к другим людям.

Поэтому с самого раннего возраста маленького человечка нужно учить общаться, а для этого ему нужны родители, которые могут объяснить, что такое хорошо и что плохо. Этому никакой гаджет не научит. Я считаю подобные устройства опасными. Ребенок, который часто пользуется всяческими приложениями и голосовыми помощниками, отдаляется от родителей. Да, программа подскажет ответ на любой вопрос, не отмахнется, не скажет: «Мне некогда, я варю суп». Она будет терпеливо отвечать на детский вопрос, но в том контексте, который заложен в программе. И что это за контекст? Что усвоит ребенок в результате этого объяснения?

Страшно и то, что у детей в итоге отпадает необходимость коммуникации между собой. Это электронная атака на мозги наших детей.

КСТАТИ

Умные колонки с голосовым помощником сегодня один из самых популярных подарков. Специалисты уверяют, что через несколько лет такие колонки будут у каждой второй московской семьи.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктория Горбатова, учитель-логопед:

— Онлайн-тренажер не заменит работу логопеда, но как элемент его можно использовать на занятии. Детям очень важен прямой контакт с педагогом, который использует в работе массаж лица, пальчиковые игры, логоритмику. Логопед учитывает индивидуальные особенности ребенка, его настроение. Хороший логопед — еще и психолог, и воспитатель.

Владимир Пахомов, главный редактор портала «Грамота.ру», кандидат филологических наук:

— Мне не приходилось изучать, как работает эта система, не было возможности. Я не методист и не педагог, чтобы судить и оценивать эффективность такого обучения. Я филолог.

Но мне было бы интересно посмотреть, что это такое, я люблю прогресс, ничего против не имею. Своего ребенка мы обучаем по старинке, с помощью обычной азбуки и прописей — ему так больше нравится.

Читайте также: Психолог рассказала, какие сигналы посылает наше подсознание через сны