Избиение петербургской воспитательницы за замечание стало следствием неуважения к учителям

22.02.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

В Приморском районе Петербурга конфликт в гимназии закончился больницей для воспитательницы продленного дня.

Пострадавший педагог присматривает за второклассниками после уроков. Накануне конфликта учительница сделала замечание пятикласснице в столовой. Школьница пыталась растолкать подопечных в столовой и пройти без очереди.

После обеда педагог повела детей на прогулку, где ее и настигла мать обиженной девочки. Женщина уточнила, делала ли учительница замечание ее дочери. Получив утвердительный ответ, петербурженка начала бить воспитательницу сумкой и кулаками. Свидетелями конфликта стали дети.

Родители школьников, за которыми присматривала педагог, заступились за побитую женщину и написали коллективную жалобу на имя директора гимназии. Сама пострадавшая обратилась в полицию и травмпункт, откуда ее перевели в больницу. Учительница получила сотрясение мозга.

Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», учитель английского языка Марина Балуева призналась в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ, что встревожена участившимися в последние несколько лет случаями агрессии со стороны учеников и их родителей в сторону педагогов. Эксперт связывает такую тенденцию с потерей уважения к самому статусу учителя и образования в целом.

«Статус педагога ниже уже некуда. Все недостатки, все проблемы образования вешают на учительский корпус. Учитель отвечает не только за преподавание, но и воспитание в представлении многих. Что в корне не верно»,негодует эксперт.

Произошедшее в Приморской гимназии, по словам Балуевой, яркая иллюстрация всеобщего неуважительного отношения к профессии учителя в обществе.

Эксперт подчеркивает, что у педагогов практически нет никаких инструментов защиты от агрессии со стороны учеников и их родителей. Приоритет в системе образования отдан детям. К тому же, в России не существует законов, регулирующих конфликтные ситуации в школе.

Единственный документ, которым может руководствоваться учитель – это устав, который есть в каждом учебном заведение. Согласно ему, школьник должен учиться, вести себя хорошо, не грубить и так далее. За нарушение устава ученика могут отчислить из школы. Но только по достижении им 15 лет.

По словам эксперта, в сложных ситуациях по уставу школу собираются конфликтные комиссии. Балуева обращает внимание, что в главном документе школы прописано, что такие комиссии организуются «с целью защиты участников учебного процесса». Несмотря на формулировку, которая предполагает и защиту учителя тоже, на практике такие меры применяются в основном для защиты ребенка.

В случаях травли учителя школьниками, педагог может только отказаться от ведения класса. Но в стенах школы от нападок учеников он все равно не защитится.

 «Считается, что педагог – непрофессионал, если подвергся травле учеников. Не умеет расположить к себе детей. Это его личная ошибка. Очень распространенное мнение», – делится Балуева.

Чаще всего травля и нападки на учителей исходят со стороны старшеклассников. В январе 2020 года в Москве 15-летний восьмиклассник разбил голову преподавательнице за то, что она запретила слушать музыку на уроке и попыталась забрать наушники. Делом занимается следственный комитет.

 

В ситуациях, когда агрессия исходит со стороны родителей, как в случае в гимназии Приморского района, учитель может обратиться в полицию или к участковому.

Справедливости ради, эксперт обращает внимание, что учителя тоже нередко бывают излишне строги и несправедливы к детям. Балуева убеждена, что вся система образования и межличностных отношений между школьниками и педагогами нуждается в активных действиях.

Наладить психологическую атмосферу в учебных заведениях получится при условии открытого диалога между всеми участниками учебного процесса. Также важно предоставить защиту для учителя на государственном, законодательном уровне. Снизить нагрузку на преподавательский состав. Повысить зарплату учителям, чтобы повысить их социальный статус и удовлетворенность работой.

«Я не оправдываю тех учителей, которые ведут себя неправильно. Ребенок он и есть ребенок. Но перегрузка педагогов – физическая и эмоциональная добавляет стресс. Учитель – это тоже живой человек»,заметила эксперт.

Кандидат психологических наук, доцент Наталья Искра уверена, что проблема в коммуникациях между учителями, школьниками и их родителями не только в перегрузке учителей или их незащищенности от нападок.

В беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ доцент подчеркнула, что нужно разбираться в каждом конкретном случае. При этом психолог отметила, что в обществе снижена социальная ответственность. Ситуация с избитой за замечание воспитательницей продленного дня – яркий тому пример.

«Настал век инфантилизма. Физическое нападение на другого человека, не важно с чьей стороны – учителя, родителя или ребенка, это чувство безнаказанности. Она (прим. ред. – речь о напавшей женщине) в принципе считает, что она может сделать что угодно. Например, избить человека и ей ничего не будет. При этом она действовала не как родитель, чей ребенок реально нуждается в защите, а как личность, которая позволяет себе любое поведение», комментирует Искра.

При этом эксперт подчеркивает, что педагоги не редко сами переходят границы и позволят себе агрессию на учеников. Психолог настаивает, что выстраивать учительскую власть на психологическом насилии недопустимо.

Независимо от того, с какой из сторон учебного процесса исходит агрессия и давление, важно решать ситуацию коллективно, вовлекая в нее как можно больше участников.  

«Любой случай нужно решать коллективно. Если возникают трудности, нужно обращаться за помощью. Учитель не должен думать, что сейчас волшебно решит ситуацию с травлей. Так же и ученик не должен терпеть нападки. Поэтому подключать как можно больше людей. Обращаться к директору школы. Собирать родительские собрания. Находить дополнительные пути решения проблемы», советует психолог.

По словам экспертов, в конкретной ситуации в гимназии Приморского района будут разбираться правоохранительные органы и руководство школы. Специалисты напоминают, что основная ответственность за отношения между учениками и педагогами лежит на взрослых. В том числе родителях. Школьники зачастую отражают уже накопленное напряжение в обществе и собственных семьях.