Зачем Эрдоган сбивает сирийские самолеты перед встречей с Путиным

03.03.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

Накануне встречи президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с российским лидером Владимиром Путиным турецкий F-16 сбил третий сирийский военный самолет L-39. Российские эксперты считают, что, несмотря на эскалацию, Россия и Турция смогут найти точки соприкосновения по сирийскому Идлибу. Почему Турция обостряет конфликт перед саммитом с лидером страны, поддерживаемым ВС России? На этот вопрос «Вечерней Москвы» ответили ведущие востоковеды страны.

Президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами Вячеслав Матузов считает, что сейчас нужно обращать больше внимания не на тактические моменты и разовые боестолкновения, а заняться стратегическим вопросом.  

— Надо определить, каковы настоящие цели турецкой политики в Сирии. Если раньше на базе Астаны у нас цель была общая — борьба с терроризмом и сохранение суверенитета Сирии, то с вводом турецких войск в Идлиб характер этой борьбы изменился. Начинается новый этап, — отметил он.

Если подлинная цель Анкары — борьба с терроризмом, то Москва найдет с ней точки соприкосновения, полагает Матузов. Если же цель состоит в «османском пакте» (включение в состав Турции всей приграничной Сирии, в том числе Алеппо и Идлиба), то «выстраивать отношения с ней будет сложнее».

Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), колумнист Al Monitor Кирилл Семенов полагает, что Анкара не забегает далеко вперед и сбивает сирийские самолеты из практических соображений — чтобы они не бомбили турецких военных с воздуха.

— Сирийская авиация бомбит, в том числе, турецкие позиции. Именно это стало причиной гибели десятков турецких военных. Естественно, что теперь Турция будет сбивать сирийские самолеты. Две страны находятся практически в состоянии войны, — подчеркнул Семенов.

Встреча Владимира Путина и Реджепа Эрдогана намечена на 5 марта в Москве. Удастся ли найти общий знаменатель для Идлиба? Матузов уверен, что Анкара и Москва должны найти компромисс.

— Наши отношения сейчас на перепутье. Турция и Россия должны искать точки соприкосновения. Путин должен объяснить Эрдогану, что сохранение единства Сирии в интересах самой Турции, — сказал востоковед, имея ввиду, «курдскую угрозу» для Анкары.

В Турции и Сирии проживает курдское меньшинство. В случае получения курдами независимости в Сирии, они могут повысить шансы на автономию в составе Турции. Из 80 миллионов населения Турции около 30 миллионов — курды.

Семенов от встречи Путина и Эрдогана ожидает «установление перемирия».

СПРАВКА «ВМ»

Отношения между Турцией и Россией заметно охладели из-за ситуации в Идлибе. С конца декабря 2019-го года войска поддерживаемого ВКС России правительства сирийского президента Башара Асада пошли в наступление в Идлибе. Эту провинцию по большей части контролируют террористы из «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)* и частично — протурецкая вооруженная оппозиция. В соответствии с астанинскими соглашениями 2017 года о создании четырех зон деэскалации, одной из которых является Идлиб, Россия, Турция и Иран договорились остановить ведение боевых действий на этих территориях. Затем в сентябре 2018 года Эрдоган и Владимир Путин договорились остановить боевые действия в Идлибе, создать зону демилитаризации шириной 20 километров и вывести оттуда боевиков и тяжелое вооружение. Последние две задачи возлагались на Турцию, которая разместила в Идлибе 12 наблюдательных пунктов. 

Турки со своими задачами не справились, и не признаваемый ими в качестве законной власти Асад пошел в наступление, захватив второй крупнейший город провинции Маарат-ан-Нуман и стратегически важный Саракиб, где смыкаются трассы М4 и М5. Асадовцы уже взяли под контроль дорогу Алеппо — Дамаск, перешагнув за «зону демилитаризации».

Этому продвижению сопротивляются турки. Они открыли огонь по сирийской правительственной армии и положили пару сотен сирийских военных. Турецкая армия тоже несет десятки жертв. Анкара обеспокоена тем, что к ее границам хлынули десятки тысяч беженцев. По оценкам ООН, около 700 тысяч сирийцев стали временно перемещенными лицами. В Турции уже находятся 4 миллиона сирийцев, еще один миллион из Идлиба — «слишком много».

Во время последних боестолкновений между армией Турции и Сирии первые потеряли свыше 30 военных. Потери Дамаска исчисляются сотнями.

*«Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) — организация, запрещенная на территории Российской Федерации.

Читайте также: «Пострадают обе стороны»: какие экономические потери понесут Россия и Турция при обострении конфликта