Воздушная гимнастка Иоланта Страдомскайте рассказала, как стать принцессой цирка
05.03.2020Воздушная гимнастка Иоланта Страдомскайте с детства выступает под куполом цирка. Сейчас она передает свое мастерство и опыт молодым артистам цирка.
Иоланта Страдомскайте в цирковой среде человек известный. Она преподает в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева, выступает в Большом и Театре Луны, тренировала звезд в шоу «Без страховки» на Первом канале.
Вся жизнь Иоланты связана с цирком. Судьба словно готовила ее для сцены, чтобы она — изящная, легкая, сильная, — порхала под куполом в свете софитов. Родилась она во Владивостоке, где ее родители — артисты цирка — были на гастролях.
— Мои родители были не из цирковых семей, но с детства мечтали об арене, — рассказывает Иоланта.
Отец родился в Литве, в цирке оказался будучи 11-летним мальчиком. Будущий акробат был готов убирать за животными, лишь бы в свободное время у него была возможность — летать. Его мечта сбылась, вскоре он уже был задействован в номере. Эквилибр на катушках на пьедестале, воздушные полеты — он не боялся экспериментов. За это, наверное, и попал в Союзгосцирк. А когда задумал сделать дуэт, стал искать себе партнершу и нашел — на арене циркового училища. Вскоре влюбленные поженились, родили дочку Иоланту. Свои первые шаги малышка сделала на манеже. Можно сказать, что свою карьеру в цирке она начала с пеленок.
— Свой первый номер я исполнила исключительно для родителей, — смеется Иоланта. — Это было на гастролях в городе Иванове, мне было 11 месяцев. Я, как обычно, ползала на арене, пока мама и папа репетировали свой номер. А потом — оп-ля! — самостоятельно поднялась и, держась за барьер, пошла. Конечно, сорвала бурные аплодисменты.
В семь лет Иоланта уже выступала для зрителей цирка — малышка делала стойку на папиной ладони.
— Я не боялась публики, мне очень нравилось выступать в лучах софитов, — продолжает гимнастка. — Аплодисменты, счастливые улыбки родителей. Я уже тогда понимала, что цирк — это мое. Мое любимое дело, моя профессия. И, как положено всем артистам, мечтала о собственном номере.
В 12 лет желание Иоланты исполнилось. Для номера «Игры с хулахупами» в Санкт-Петербурге была куплена огромная связка обручей — 100 штук. Даже взрослому человеку поднять такой груз нелегко, но девочка справилась. Конечно, не сразу. Сначала были синяки, усталость, изредка — даже отчаяние…
— Несмотря на кажущуюся легкость, работа с хулахупом — один из самых тяжелых жанров, — объясняет Иоланта. — С этим номером через два года я попала в детский цирк и вместе с другими юными артистами гастролировала по Японии. Интересно, но сейчас вспоминается только хорошее, а про тяжелые тренировки, каждодневный труд забывается.
Растяжка до ноющей боли во всех мышцах, кровавые мозоли на ладонях, синяки по всему телу, многочасовые репетиции — неотъемлемая часть работы цирковых актеров. Зрители видят только блестящий номер, а слезы, неуверенность, поражения и боль остаются за кулисами.
В 17 лет у Иоланты появилась трудовая книжка. С этого момента у нее началась кочевая жизнь с артистами, иначе в этой профессии не бывает. С гастролями Иоланта объездила полмира, пять лет работала в Канаде и Америке. В Монреале она вышла замуж. А после рождения сына вернулась домой, в Москву.
— Моему единственному сыну 18 лет. И он цирк не любит, причем совершенно, — смеется артистка. — Да, сын не занимается воздушной гимнастикой, но у меня есть ученицы, которым я передаю свои знания. Каждого ученика я люблю, как родного ребенка.
На тренировочном манеже многолюдно: одни гимнасты отрабатывают упражнения на брусьях, другие кувыркаются, делают мостики и шпагат, третьи раз за разом пытаются выполнить опасный элемент. И над всей этой суетой, на высоте восьми метров танцуют на полотнах и воздушных кольцах ученики Иоланты.
— Тянем носочек, за коленками следим, — командует она.
Вместе с учениками Иоланта летает под куполом цирка. Она расстраивается, переживает, если не все гладко складывается, радуется, когда номер получается.
— Сложные трюки удаются не сразу, их нужно повторять десятки, сотни раз, ошибаться, падать и снова вставать, подавлять страх и вновь покорять высоту, — говорит Иоланта. — Даже если трюк не получился с 999-го раза, нужно верить — с тысячного обязательно получится!
Читайте также: Никита Ефремов: Борюсь со страхами, что не смогу переплюнуть отца и деда