Бизнес-проект или новые возможности: чего ждать от новой системы контроля автомобиля
04.03.2020Представители Росстандарта сообщили, что до ноября 2020 года в России будет принят ГОСТ о требованиях к системам оповещения водителя о потенциальном нарушении ПДД, которыми в будущем планируется оснастить автомобили, выпускаемые на территории Российской Федерации. Предполагается, что «умные» машины будут распознавать дорожные знаки и разметку, а также сигналы светофора и соотносить эту информацию со своей скоростью и положением на дороге. Свое мнение о планируемых нововведениях «Вечерней Москве» высказали специалисты.
Автомобильный эксперт, ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин встретил известие скептически:
— Я вижу в этом мероприятии просто бизнес-проект. Все будет стоить десятки миллиардов рублей. Аналогичные системы уже есть в автомобилях и присутствуют в операционных системах — это различные навигационные программы. Знаки, разметка, скорость, повороты и подсказки по ходу движения — у каждого в смартфоне. Зачем придумывать что-то уже придуманное и тратить огромные деньги?
Эксперт заметил, что, помимо этого, автомобили в России оборудованы Глобальной навигационной спутниковой системой (ГЛОНАСС) — системой навигации, которая полностью функционирует. По словам Субботина, ГЛОНАСС определяет положение машины на дороге с точностью до сантиметра, так же, как и скорость авто:
— В память зашита дорожная инфраструктура. Все возможные нарушения ПДД при желании уже сейчас могут автоматически сообщаться водителю или на пульт ГИБДД. Но тревожиться о «постоянном надзоре» я бы не стал. Все эти системы можно отключить. Если будет введена еще одна, дублирующая система, я ее отключу. Мне это не нужно, я самостоятельно способен позаботиться о себе и о безопасности движения, как любой вменяемый человек.
Эксперт заявил, что если система действительно будет принята в разработку, это приведет к неоправданным тратам денег налогоплательщиков и беспричинному увеличению стоимости отечественных автомобилей.
Партнер аналитического агентства «Автостат», автообозреватель на «Вести FM», автоэксперт Игорь Моржаретто, считает, что Россия не готова к новшеству:
— Прежде всего, отмечу, что этот проект не обсуждался, в противном случае о заседании знали бы эксперты. Мне не ясно, за счет каких средств будет реализован проект, если информация соответствует действительности. Самое главное — на днях министр внутренних дел Российской Федерации Владимир Колокольцев признал, что в нашей стране нельзя сокращать «нештрафуемый» интервал превышения скорости менее 20 километров в час, так как дорожная инфраструктура даже в Московской области пребывает не в том состоянии, а в регионах зачастую разметки просто нет. Мы к этому просто не готовы. Есть много нерешенных простых проблем, об инновациях вести разговоры рано.
Моржаретто заметил, что большинство иностранных автомобилей имеют электронные системы удержания авто на трассе и контроля движения, но они не работают, так как для этого нет условий. Предложение о разработке аналогичного проекта он назвал странным. Эксперт также заявил, что система полного контроля и возможной передачи информации о машине и ее водителе куда-либо может быть расценена как вторжение в личную жизнь.
Председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов оценил новость позитивно и уверен, что посыл правильный:
— Не надо путать разработку стандарта с непосредственным внедрением системы. Сегодня все новые автомобили, продаваемые в России, должны быть оборудованы ЭРА-ГЛОНАСС. Она срабатывает при ДТП, от сильного удара или при нажатии водителем кнопки. Федеральный закон «О государственной автоматизированной информационной системе» вступил в силу с начала 2014 года, а разрабатывалась она много лет.
Солдунов отметил, что полностью оценить степень полезности и необходимости системы можно будет только после полной разработки стандарта. Он сказал, что предварительно иметь лишнее предупреждение о возможной опасности на дороге видится хорошей возможностью для водителя.
Эксперт заявил, что ни один навигатор сегодня не дает водителю полной и актуальной информации о дороге и условиях движения. Он также счел разговоры о «введении новой системы по взиманию штрафов» беспочвенными и преждевременными.
— Надо широко смотреть на то, что предлагается. К примеру, на знакомом участке трассы могут появиться знаки о проведении ремонтных дорог, это будет полной неожиданностью для того, кто за рулем. Заблаговременное предупреждение — это хорошо!
Председатель Всероссийского общества автомобилистов напомнил, что помимо технического решения последует внесение изменений и дополнений в Правила дорожного движения и прочие нормативные акты. Эксперт сказал, что планируемое создание систем оповещения водителя о потенциальном нарушении ПДД — инструмент, и многое будет зависеть от того, насколько удачно он будет применен. Он заметил, что любой технологический прорыв — «это плюс».
Читайте также: Размер штрафа за нарушение ПДД предложили определять по стоимости авто