Банки нашли новый способ заработать на клиентах

05.03.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов
В требования ЦБ предложили внести корректировки Фото: Владимир Жабриков © URA.RU

Крупные российские банки начали предлагать клиентам заключить договор накопительного страхования (НСЖ). При этом потребителям во время подписания договора не рассказывают о рисках этой страховки. Специалисты Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) пришли к выводу, что требования Центробанка нарушают права клиентов, так как они могут потерять деньги.

«Вместо дискредитировавшего себя в восприятии потребителей инвестстрахования (ИСЖ) банки перешли на родственный продукт (НСЖ), который еще не успел негативно зарекомендовать себя», — заявил председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. По его словам, если информирование не будет изменено, то через некоторое время НСЖ тоже может обрести дурную славу, как и ИСЖ.

В КонфОП «Известиям» объяснили, что НСЖ и ИСЖ больше похожи на вклады. Договор заключается от пяти до тридцати лет. Вносить, как правило, нужно большую сумму разово, либо частями. Клиенты также получат выплату, если наступит страховой случай. Главное отличие — в возврате внесенных взносов. В обычном страховании жизни потребители платят небольшую сумму, но потом теряют ее. В ИСЖ и НСЖ клиенты платят большие суммы, но потом возвращают их, вероятнее всего с процентами, утверждают специалисты.

Представители конфедерации отмечают, что люди не знают о том, что система страхования вкладов не действует, и нет гарантированного дохода. Главный риск при накопительном страховании жизни — невозможность забрать деньги в полном объеме раньше окончания договора. Тайные покупатели обошли десять офисов в Москве из топ-10 банков. В девяти им предложили НСЖ, у одного банка такого продукта не оказалось. Ни в одном из банков специалист самостоятельно не предупредил покупателя о рисках. Это нарушает права потребителей, поэтому в требования ЦБ предложили внести корректировки. К примеру, клиентам должны проговариваться в момент предложения покупки, а также прописываться на сайте организации или в рекламных материалах.