Король музыки. Как прошла презентация самого большого столичного органа

01.03.2020 Выкл. Автор Сергей Карбинов

В субботу, 29 февраля, в концертном зале «Зарядье» состоялась инаугурация концертного органа. В преддверии церемонии с музыкантами пообщался мэр Москвы Сергей Собянин.

Король всех инструментов, как часто называют орган, прибыл в Москву из Франции восемь месяцев назад и уже успел обосноваться в своем «тронном» концертном зале «Зарядье».

— Большая честь — установить этот инструмент здесь, в центре Москвы, в чудесном парке «Зарядье», концертном зале с такой прекрасной акустикой, — сказал директор компании, построившей орган, Патрик Арманд. — Впервые я получил столько удовольствия от совместной работы с архитекторами.

К инаугурации — именно так принято называть первый концерт-посвящение «короля» — орган готовили последние полгода. Для начала настроили звучание каждой из его 5872 металлических и деревянных труб. После чего пригласили из Швейцарии создателя церемоний закрытия Олимпийских игр в Турине и Сочи режиссера Даниэле Финци Паска. Он и занялся подготовкой торжественного открытия органа. Режиссеру нужно было не просто раскрыть звучание тысячи его голосов, а во всей красе показать величие инструмента.

— Орган — это воздух, звук и свет, — сказал Паска. — Именно эти стихии в точной мере передают атмосферу нашей инаугурации, во время которой свет оживает.

В темноте, точно светлячки, горят сотни лампочек. Повинуясь музыке, они то вспыхивают ярче, то замирают, то начинают мерцать, словно звезды на ночном небосводе. И всем этим руководит почти маг — органист, который сидит в центре сцены за залитой «лунным» светом консолью. Вокруг, прямо на полу, в творческом беспорядке лежат ноты, как будто их подхватил, закружил и отпустил порыв ветра. Но между нотными листами проглядывает дорожка. По ней можно подойти к музыканту на расстояние вытянутой руки и увидеть, как под его пальцами, скользящими от регистра к регистру, рождается музыка.

— Очень волнуюсь! — призналась главный хранитель Большого концертного органа зала «Зарядье» Лада Лабзина. Именно она открывала инаугурацию, которая стартовала ровно в полночь. — Орган же почти как ребенок. Я видела, как этот инструмент вынашивался, рождался. А когда он издал первые звуки, его создатель заплакал.

Всего в церемонии участвовали 12 российских и 12 зарубежных органистов. Все они по очереди играли на инструменте в течение 24 часов.

— У этого органа много технических новшеств, которые позволяют создавать такие звуковые комбинации, что на других органах просто невозможны, — поделилась впечатлениями от инструмента органистка Мария Мохова.

Возможности короля инструментов смог оценить и мэр Москвы, заглянувший на репетицию в тот момент, когда Лада Лабзина исполняла «Богатырские ворота» Модеста Мусоргского. Глава города согласился выступить в роли ассистента и по просьбе органистки нажал на одну из кнопок, чтобы извлечь из инструмента нужные музыкальные краски. Зал заполнил густой звук.

— В «Зарядье» исполнилась музыкальная мечта: создан уникальный, даже не для Москвы, а для всей мировой музыкальной общественности, большой орган, — подчеркнул Сергей Собянин. — А у нас появился полноценный концертный зал мирового уровня, в котором есть все: и акустика, и музыкальные технологии, и орган.

По словам гендиректора зала «Зарядье» Ольги Жуковой, в творческую жизнь король инструментов вольется на следующей неделе. В планах — как минимум три-четыре органных концерта в месяц.

КСТАТИ

Клавишно-духовой концертный орган полностью учитывает объем, акустику и другие архитектурные особенности зала «Зарядье». Трубы, консоли, системы воздуховодов и работы регистров органа доставили в Москву из французского города Страсбурга и собрали вручную по старинным технологиям в специальных условиях: в зале удалили пыль и поддерживали постоянную температуру плюс 23 градуса Цельсия при влажности 60 процентов. Общий вес инструмента — 41 тонна.  

Читайте также: Сергей Собянин: Интересные события будут проходить в Москве почти каждую неделю