Как российские онлайн-кинотеатры выдержали борьбу с Netflix
06.03.2020В России общая выручка онлайн-кинотеатров в 2019 году выросла на 50% (до 17,1 млрд рублей), сообщила исследовательская компания «ТМТ консалтинг». Несмотря на конкуренцию с западными видеосервисами компаниям удалось превысить даже впечатляющие показатели 2018 года, когда рост составил 48%. По данным аналитиков, впервые основным источником доходов российских платформ стали пользовательские подписки (их доля увеличилась с 62% до 79%).
Аналитики констатируют, что общая аудитория видеосервисов по итогам 2019 года выросла на 10% до 54 млн человек. В топ трех крупнейших онлайн-кинотеатров попали ivi, Okko и Megogo. При этом через один-два года можно ожидать появление новых крупнейших игроков, например, сервисы Premier и Start быстро набирают аудиторию за счет эксклюзивного контента.
«В 2020 году рынок онлайн-кинотеатров вырастет на 40% и составит около 24 млрд рублей. К 2024 году его объем превысит 53 млрд рублей», — заключили эксперты.
Среди факторов, оказавших положительное влияние на рынок, аналитики назвали активную борьбу с пиратскими сайтами. В октябре 2019 года международная компания Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак, впервые за пять лет зафиксировала падение рынка интернет-пиратства. Его объем составил 63,5 млн долларов — на 27% ниже показателя 2018 года.
«Причинами стали законодательные изменения последних лет, широкое распространение практики досудебных блокировок пиратских ресурсов и, безусловно, тактические успехи в борьбе с пиратством. Так, например, активная работа ФНС против букмекеров и гемблинга привела к вытеснению прямых рекламодателей пиратских сайтов — например, Azino777 уже потерял лидирующие места в рекламе», — объяснил изменения директор департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин.
Кроме того, в ноябре 2018 года «Яндекс», Mail.Ru, Rambler, «Первый канал», ВГТРК, «СТС Медиа» и «Газпром-медиа» подписали антипиратский меморандум. По нему поисковые системы обязались удалять ссылки на страницы с пиратским контентом из результатов выдачи по поисковым запросам пользователей. Только за первый год действия меморандума правообладатели внесли в реестр около 600 000 ссылок на нелегальные ресурсы.
Интересно, что в борьбе за российских зрителей отечественным кинотеатрам удается конкурировать даже с западными гигантами. Судя по выводам главного редактора информационно-аналитического агентства Telecom Daily Дениса Кускова иностранцы проявляют большой интерес к российскому рынку.
«Отчет „ТМТ Консалтинг“ охватывает только онлайн-кинотеатры, а на нем еще работают операторы и другие структуры. Поэтому показана лишь часть рынка онлайн-видео. К тому же, в анализе не выделена выручка американского Netflix. Их доля стала уже достаточно сильной по отношению к крупнейшим игрокам рынка. Но точные цифры я смогу озвучить только на следующей неделе — мы как раз готовим отчет по этому поводу», — ответил URA.RU Денис Кусков.
Собеседники URA.RU в IT-сфере считают, что сдерживающим фактором для иностранного бизнеса стали законодательные меры по защите отечественного рынка от доминирования иностранных игроков. В июле 2017 года в России вступил в силу закон об онлайн-кинотеатрах. По нему все сервисы, работающие на территории России и имеющие посещаемость более 100 тысяч пользователей, должны быть включены в специальный реестр Роскомнадзора. Попадание в реестр также обязывает снизить долю иностранного участия в уставном капитале до 20%. Реорганизацию не надо проводить только тем сервисам, чья аудитория более чем на 50% состоит из россиян.
Впрочем, ведущий программы «Вести.NET» Павел Кушелев считает, что Netflix пришел в Россию не для завоевания рынка, а для решения бизнес-задач: «Им нужно было показать инвесторам, что они широко распространены, чтобы это отразилось на бирже». Кушелев отметил, что одной из причин успеха отечественных онлайн-кинотеатров стал запрос населения на качественный контент.
«Те же самые ivi и Amediateka работают уже „сто миллионов лет“. „Яндекс“ обладает огромной мощью за счет своей маркетинговой машины и очень хорошего бренда „Кинопоиск“. Это все не про технологии. Люди во многом приходят на такие сервисы за англоязычными, американскими сериалами, которые обычное вещательное ТВ не в состоянии купить из-за дороговизны. А там их можно посмотреть за приемлемые деньги», — объяснил в беседе с URA.RU телеведущий-эксперт.