Как Никас Сафронов страдал от дедовщины, а Тарзан запускал ракеты
22.02.2020Звезды российской эстрады, музыканты и художники поделились с URA.RU с своими впечатлениями об армии. Многие из них тепло отзываются о прошлом, другие вспоминают тяжелые будни солдатской службы. В их прошлом — ловля белок, сжигание картин, запуск ракет и возможное участие в войне в Афганистане.
Певец Валерий Сюткин служил в Военно-воздушных силах СССР на Дальнем Востоке с 1976 по 1978 год. Служба проходила в школе младших авиационных специалистов при аэродроме в небольшом городке Спасск-Дальний. Годы службы музыкант вспоминает с теплотой.
«Благодаря службе я потом много летных песен сочинил. Находясь на службе, удавалось поиграть на гитаре и даже усовершенствоваться в этом. Воинская часть, где я служил, стала кузницей кадров для российской эстрады. Там был ансамбль „Полет“, где вместе со мной играл барабанщик Алексей Маслов, который уже более 20 лет выступает в группе [музыканта] Владимира Кузьмина, а до нас там пел эстрадный певец Алексей Глызин», — отметил Сюткин в беседе с корреспондентом URA.RU.
Актер, певец и стриптизер Сергей Глушко, известный под псевдонимом Тарзан, является офицером запаса военно-космических сил. Артист вырос в семье военных в городке Мирный, закончил Военно-космическую академию имени А.Ф. Можайского, где получил специальность инженера-энергетика, после чего отправился служить на космодром «Плесецк», где проработал с 1992 по 1995 год. Там молодой Глушко обслуживал ракеты и космические аппараты, участвовал в их запуске и дослужился до звания старшего лейтенанта.
«Я полжизни посвятил военной службе, все это — часть меня. Это была серьезная школа. Сама военная система подразумевает дисциплину, контроль, муштру, выносливость. Все эти качества и формируют мужчину. В армии они порой прививаются в очень суровых и даже запредельных условиях. Такие понятия, как твердость характера и плечо друга, там обретают реальные формы», — рассказал Глушко.
Несмотря на то, что его призванием оказалась сцена, он с благодарностью вспоминает годы службы и по-прежнему общается с друзьями, которых обрел в армии. В преддверии 23 февраля артист пожелал, чтобы все оружие на планете исчезло и мужественность ассоциировалась исключительно с любовью к женщинам.
Заслуженный художник России Никас Сафронов отправился служить в армию в 1975 году, по распределению попал в ракетные войска и два года прослужил рядом с городом Валга в Эстонии. В армии молодой боец был телефонистом, успевал рисовать картины, добывать белок и ходить в самоволку на свидания.
«У нас был один строгий майор, который перед тем, как уйти в отпуск, решил добыть для дочки белку, а точнее поручил это бойцам, а именно мне, так как у меня дедушка был охотник. Он дал мне увольнительную на три дня. Сначала я пробовал поймать белку, но понял, что ничего не получается, и решил не тратить на это время. Вместо этого отдыхал, загорал, купался в речке, а ему говорил, что вот-вот белку поймаю. Так я целую неделю провел в лесу. Эта история о том, что в армии нужно проявлять смекалку, чтобы хоть чуть-чуть отвлечься от военной рутины», — резюмировал Сафронов.
Но одними веселыми историями его служба не ограничивалась. Сафронову пришлось столкнуться и с жестокостью со стороны командования — один капитан никак не мог смириться с талантом молодого творца и сжигал его картины. «По ночам во время дежурства я рисовал. У нас тогда все чем-то занимались — кто-то читал, кто-то готовился к поступлению в вуз. Но капитан следил за мной, не ленился приезжать из города за 45 километров. И когда заставал за рисованием, сжигал мои картины, говорил, что научит меня быть настоящим солдатом», — вспоминает заслуженный художник России. Однако обиды Сафронов не держит и убежден, что через армию должны пройти все.
Музыкальный исполнитель, автор хита «Плот» Юрий Лоза, призванный в армию в 1972 году, служил в ракетных войсках в Амурской области. Для певца, как он сам отмечает, служба оказалась бесполезной.
«Как музыканту армия мне оказалась не нужна. Я, конечно, играл там в вокально-инструментальном ансамбле, но это была самодеятельность в свободное от службы время. А времени свободного там было немного. Все же основная задача для армейского руководства — это занять солдат, чтобы они дурака не валяли. Было все расписано по минутам. С одной стороны, это мобилизует, с другой стороны, делает из человека машину для выполнения задач. Так что далеко не всем армия подходит», — считает певец.
По словам артиста, главной проблемой армии по сей день остается дедовщина, с которой ему, к счастью, столкнуться не удалось. Все зависит от того, в какую часть попадешь и как себя поставишь, уверен Лоза. Важно научиться какому-то делу еще до армии, чтобы потом быть полезным на службе, советует он новобранцам. «Если ты умеешь хорошо говорить и писать, то в армии тебе найдется применение. Я делал стенгазеты, писал за начальников доклады, участвовал в шахматных турнирах, играл за часть в гандбол и футбол», — рассказал он.
Театрального режиссера Николая Коляду призвали в 1978 году. Первые полгода службы он провел в воинской части в Елани, а с 1979 по 1980 год служил в Перми в войсках связи. Армейские будни театрального деятеля были омрачены дедовщиной и начавшейся войной в Афганистане.
«Ничего хорошего в моей армии не было. Это два года потерянной жизни. У нас была дедовщина. Плохо кормили, все время били, издевались. Особенно в учебке в Елани, где я служил полгода. Я с ужасом вспоминаю зиму 1978—1979 года, когда был мороз минус 50 градусов, а нас выталкивали на улицу на зарядку в одной гимнастерке», — вспоминает Коляда.
Чтобы военная служба не обернулась трагедией, как отмечает Коляда, лучше вообще не ходить в армию. При этом он не исключает, что в других воинских частях могут быть иные условия. Однако его служба была омрачена войной в Афганистане, куда его должны были отправить вместе с сослуживцами, но в последний момент сняли с поезда. «Нас из Перми привезли в Свердловск в 32-й военный городок, готовили к отъезду в Афганистан. Это был такой кошмар, такой бардак! Бедных молодых парней посадили в поезд, повезли в Ташкент, потом бросили в Афганистан. Зачем это было надо? Люди там напрасно погибли», — заключил режиссер.