«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны
23.03.2020Участник интеллектуальных игр, телеведущий и публицист Анатолий Вассерман предрек начало новой войны после спада мирового экономического кризиса. По его мнению, «Вторая великая депрессия» уже официально перешла на новый уровень. «Вечерняя Москва» решила узнать у специалистов, насколько реален описанный Вассерманом сценарий.
Общественный деятель и политолог Сергей Марков заметил, что ситуация на мировой арене в период Великой депрессии была значительно хуже, чем сейчас:
— Мир только вышел из Первой мировой войны, каждая страна пыталась возобновить свою промышленность. Да, конечно процесс расшатывания мировой экономики тоже начался в США в 1929 году после биржевого краха, который продолжился вплоть до 1939 года. Тогда упала биржа, произошел кризис доверия в системе кредитования, но все это сопровождалось параллельно волной банкротств, падением уровня жизни. Усугублялась ситуация и падением цен на сырье и производство.
Кроме того, период начала XX века ознаменовался целым рядом важных событий для человечества.
— Это массовые беспорядки, иммиграция, изменились привычные стандарты, полномасштабные рецессии из-за сокращения военных заказов, возникновение долговых пузырей между странами и репарационные выплаты — все это стало началом трагического конца, который мы называем сегодня Вторая мировая война, но это лишь одни из сопутствующих причин ее возникновения, — напомнил эксперт.
Марков отметил, что на данный момент перед мировой экономикой стоит новая проблема — эпидемия коронавируса. Однако даже пандемия не способна привести к сценарию столетней давности.
— Решение обрушить цены на черное золото было принято и самой Россией. Какой смысл? По некоторым данным, чтобы рухнули производители сланцевой нефти в США, поэтому все идет по утвержденному сценарию, — уверен политолог.
Сравнивать нынешнюю ситуацию на бирже и период Великой депрессии, по мнению Маркова, глупо:
— Вспомните, в 2015 году отечественная валюта уменьшила не на 7–10 процентов, как сейчас, а на целых 100 процентов — была сначала 30, а затем доросла до 60. И ничего ужасного не произошло. Даже наоборот, мы получили хороший стимул для решительной политики импортозамещения и применения контрсанкций. Мы выдержали и могли стабилизировать ситуацию малой кровью.
Эксперт отметил, что ситуация с рублем и нефтью вернется в докризисный период уже осенью.
— Все вернется на круги своя. И, кстати говоря, ближе к осени завершится круглосуточная война с СOVID-19, и люди, которые запланировали на этот период отпуска, могут не сдавать билеты, — заверил политолог.
Не видит серьезных предпосылок к началу военных действий и руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ, доктор юридических наук Гульнара Ручкина.
По ее мнению, в нынешних условиях можно лишь говорить о гибридных войнах, которые уже давно ведутся, но никак не о боевых действиях с применением техники.
— Одним из направлений гибридной войны являются различные меры экономического давления на потенциального противника. Говоря о нестабильности рынков и скачках доллара следует иметь в виду, что эти проблемы серьезно проявляются в странах, валюта которых подвержена сильной волатильности (например, Мексика, Россия). Если посмотреть на валюту Чешской Республики (чешская крона), то экономические проблемы практически не влияют на ее курс по отношению к доллару и евро.
По мнению эксперта, инструментом «выравнивания» российской экономики являются доходы федерального бюджета:
— Россия как суверенное государство, находящееся в современных экономических условиях, решает возникшие проблемы за счет внутренних резервов путем корректировки экономической политики в целях обеспечения финансовой стабильности, устойчивости секторов и отраслей экономики, а также мер по поддержке регионов и населения.
При этом эксперт отметила, что никакие экономические перекосы не подтолкнут Россию на «агрессивные милитаристские действия или разжигание мировой войны».
Читайте также: Мишустин рассказал о влиянии двух факторов на экономику России