Россия — мои горизонты. 18 апреля 8 класс «Пробую профессию в сфере промышленности»

11.04.2024 Выкл. Автор Сергей Карбинов
Россия — мои горизонты. 18 апреля 6 класс «Пробую профессию в сфере промышленности»Поделиться:

Пробую профессию в сфере промышленности (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

Введение

Подготовка к уроку Темы 31

Уважаемые педагоги!

Перед проведением профориентационного занятия «Пробую профессию в сфере промышленности» ознакомьтесь с памяткой во вложении. Профпроба в компьютерном классе предполагает самостоятельное выполнение заданий обучающимися на ПК (индивидуально или в малых группах), в обычном классе — демонстрация заданий педагогом на экране.

Приветствие

Слово педагога: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами возвращаемся к формату профессиональных проб. Кто вспомнит, какие пробы мы с вами уже проходили? Ответы обучающихся (учитель, специалист по Data science, материаловед, инженер- испытатель космических аппаратов).

Слово педагога: Напомню, что виртуальные профессиональные пробы позволяют ребятам в любом уголке нашей страны попробовать свои силы в самых разных отраслях и профессиях и найти то, что им действительно будет по душе.

Сценарии и задания каждой профпробы созданы при участии высококлассных профессионалов своего дела. Именно поэтому во время прохождения профпроб вы получаете возможность примерить на себя реальные задачи и ситуации, с которыми сталкиваются специалисты во время работы.

Сегодня мы познакомимся с новым специалистом и попробуем справиться с его повседневными задачами. Кто это будет, мы узнаем чуть позже.

Пробу мы с вами разберём на уроке вместе, но у вас будет возможность пройти эту и другие профпробы самостоятельно в свободное время в городе профессий Профиграде

https://profigrad.bvbinfo.ru/.

Игра-разминка

Разминка на основе материалов предыдущих занятий (тема 7, тема 12, тема 29 Профориентационные занятия «Россия промышленная», «Россия инженерная»). Для проведения игры вы можете использовать презентацию «Игра-разминка».

Слово педагога: Ребята, у нас с вами было уже несколько занятий по промышленной и инженерной тематике. Кто вспомнит, о чём мы на них говорили? Что нового вы для себя узнали? Может быть, что-то вас удивило или больше всего запомнилось?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Спасибо за ответы! А сейчас я предлагаю провести небольшую разминку в формате «Верю — не верю». Вспомним некоторые факты о промышленности, которые вы узнали на наших занятиях. Сейчас на экране будут появляться утверждения, ваша задача — дать ответ, правильные они или нет. Если считаете, что утверждение верное — поднимайте большие пальцы вверх, если думаете, что оно ошибочное — опускайте вниз.

  • В современной мировой промышленности занято примерно 500 миллионов человек. ВЕРНО. А промышленное производство за последние десятилетия выросло более, чем в 50 раз.

2)    Наша страна является одной из главных промышленных держав.

ВЕРНО. И мы способны производить промышленные товары практически любого вида.

3)    Миллион человек в нашей стране работают в машиностроении.

ВЕРНО. И в этом направлении есть масса интересных и востребованных специальностей.

4)     Электроэнергетика отвечает за создание и обслуживание машин, оборудования и самых разных приборов.

НЕВЕРНО. Конечно, речь о машиностроении — одной из базовых отраслей экономики России. То, что производит машиностроение, нужно во всех сферах хозяйства.

5)    Специалист, который планирует, организует и руководит работами по добыче полезных ископаемых, называется бурильщик.

НЕВЕРНО. Бурильщик с помощью специального оборудования проникает в недра земли, чтобы добыть полезные ископаемые. А организовывает и руководит такими работами системный горный инженер.

  • Продукция лёгкой промышленности используется в медицине и автомобилестроении. ВЕРНО. А ещё в авиастроении, строительстве, сельском хозяйстве, в спортивном и военном деле.

Слово педагога: Тема промышленности действительно очень широка и интересна. Здорово, что вы так много всего запомнили.

Портрет специалиста

Слово педагога: Ребята, как вы думаете, о какой профессии сегодня пойдёт речь? Давайте попробуем угадать по нескольким подсказкам. Это будет непросто, но тем только интереснее. Эта профессия интересна всем, кто любит точные науки и творчество.

Этот специалист придумывает и создаёт новые машины и улучшает существующие.

Этот специалист востребован во всех промышленных направлениях, без него немыслимы авиа- и машиностроение, космическая отрасль, а также множество других отраслей.

Этот специалист проектирует новые устройства, машины, механизмы, технические решения и даже целые системы.

После каждой подсказки ребята говорят о своих догадках.

Слово педагога: Сегодня мы познакомимся с очень интересной профессией «инженер- конструктор». В нашем случае — с инженером-конструктором в области вертолётостроения. Обсуждение в классе:

Как вы думаете, какие задачи выполняет такой специалист? В чём важность этой профессии?

Какими качествами важно обладать такому специалисту?

Слово педагога: Сегодняшний урок нам даст возможность проверить все ваши предположения, побольше узнать о работе инженера-конструктора и самим попробовать поучаствовать в создании вертолёта.

На одном из наших прошлых занятий мы с вами уже знакомились с профессионалами вертолётостроения. Помните? Они рассказывали нам, что такое вертолёты, как они необходимы в разных ситуациях и как их создают на заводе в Улан-Удэ.

Профпроба: «Инженер-конструктор»

Формат: Профпроба в обычном классе

Рекомендация

Распределите класс на 3-4 мини-группы, для каждой группы должен быть подготовлен раздаточный материал (см. Раздаточный материал). В сценарии дополнительно будут отмечены задания в раздаточном материале. Попросите обучающихся подготовить ручки или карандаши и калькуляторы.

Педагог выступает модератором занятия (необходим ПК с доступом в Интернет или заранее установленная программа с пробой на ПК, см. файл в приложении к уроку или в следующем блоке).

Обучающиеся выполняют задания в мини-группах и участвуют в обсуждении заданий.

В пробе и в раздаточных материалах вы найдёте справочник. Им можно пользоваться как в распечатанном виде, раздавая его группам, так и показывать справочник со своего компьютера прямо на экране в пробе.

С целью дополнительного погружения обучающихся в тему вы можете заранее выбрать из класса (или из старших классов, профильных педагогических классов) 1-2 обучающихся, которые смогут выступить в роли модераторов пробы и провести занятие. В этом случае рекомендуется подготовить ребят заранее к данному профориентационному занятию (пройти совместно пробу и проиграть сценарный план).

Доступ к профпробе

Ссылка на прохождение профпробы в формате онлайн: bvb-kb.ru/he.

Введите ссылку в браузер компьютера, задействованного для прохождения профпробы или заранее скачайте профпробу в формате .exe. Рекомендуется заранее включить и проверить пробу на ПК.

Важно! Не забудьте ознакомиться с памяткой, размещённой в начале занятия и организовать рабочее пространство, а также подготовить дополнительные материалы в соответствии с рекомендациями.

Стартовая страница

Слово педагога: Итак, начнём прохождение профпобы. Перед вами стартовая страница. Давайте прочитаем, что здесь написано.

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст.

Если вы используете файл в формате .exe, заранее скачайте слайды стартовой страницы, описания задания/инновационные материалы и заключительного экрана. Файл .exe содержит в себе только этап практики.

Раздаточный материал, страница 1.

Слово педагога: Задание: Ребята, в ваших распечатанных материалах остались свободные ячейки, заполните их.

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, какие ещё задачи стоят перед инженером-конструктором? Почему эта профессия важна?

Какие качества важны для этой профессии?

Задание

Слово педагога: В сегодняшней пробе нам предстоит выступить в роли инженеров- конструкторов, которые создают современные вертолёты. Перед нами встанут важные и интересные задачи. Прежде чем перейти непосредственно к заданиям, давайте прочитаем напутствие от специалистов и узнаем, что именно нам предстоит делать.

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст напутствия на экране. Задание представлено также в раздаточных материалах.

Раздаточный материал, страница 2.

Обратите внимание на «Справочник» — он поможет в прохождении профпробы.

Слово педагога: При прохождении пробы вы можете советоваться в мини-группах, совместно находить решение задания, помогать друг другу, если вы не знаете правильный ответ — воспользуйтесь справочником и не бойтесь выбрать неправильный вариант. Ваша задача — выполнить задания и попробовать себя в роли специалиста.

Итак, нам с вами предстоит создать новый вертолёт!

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст информационного слайда.

Переход в пробе на следующую страничку — по кнопке «Продолжить».

Часть 1: Схема вертолёта

Слово педагога: Приступаем к прохождению профпробы. Не забывайте обращаться к справочнику, чтобы лучше разобраться в материале.

Для начала нам нужно познакомиться с основными частями вертолёта. Нам поможет в этом первое задание. Перед вами список деталей, отсеков и агрегатов вертолёта, ниже вы видите их описания. Ваша задача — найти каждой части верное описание и отметить их на схеме.

Приступаем.

Раздаточный материал, стр. 3

Ребята выполняют задание.

После педагог поочерёдно выбирает правильные ответы в пробе, при этом нужная деталь на картинке становится цветной.

Подсказка для педагога:

Место или отсек, где располагаются члены лётного экипажа и оборудование для управления полётом — Кабина экипажа

Корпус вертолёта, объединяющий кабину экипажа с пассажирским или грузовым отсеком —

Фюзеляж

Система опор на землю или иные поверхности для взлёта и посадки — Шасси

Отсек для устройства, которое создаёт энергию, вращает лопасти и обеспечивает движение вертолёта в воздухе — Двигательный отсек

Винт с лопастями, который создаёт подъёмную силу и удерживает вертолёт в воздухе —

Несущий винт

Часть вертолёта, которая помогает ему держать путевую устойчивость в горизонтальном полёте — Стабилизатор (хвостовое оперение)

Винт, который помогает управлять вертолётом в воздухе и стабилизирует его положение: без него вертолёт закручивался бы вокруг своей оси — Рулевой винт

Часть корпуса, на которой расположены стабилизаторы, киль и рулевой винт — Хвостовая балка

После того, как все детали определены правильно, появляется информационный слайд. Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст информационного слайда.

Переход к следующему слайду — по кнопке «Время узнать».

Часть 2: Выбор задачи

Информация для педагога: данный сценарный план разработан с учётом выбора задачи «Весенние паводки». После прохождения первой задачи при желании и наличии времени вы можете предложить обучающимся пройти вторую часть в режиме демонстрации экрана. Механика прохождения и расчётов для обеих задач

одинаковая.

Слово педагога: Ребята, вы отлично справились. Время определить, для какой именно задачи мы будем создавать наш вертолёт.

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст информационного слайда.

Слово педагога: Какую задачу выбираем? В период весенних паводков очень важна быстрая помощь, предлагаю создать вертолёт для помощи жителям отдалённых посёлков.

Тип вертолёта

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст информационного слайда.

Слово педагога: Нам предстоит адаптировать одну из моделей уже существующего вертолёта под наши цели. Только нужно выбрать, какая из предложенных моделей подходит нам.

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Верно, для весенних паводков подходит вертолёт Ми-8.

После выбора нужной модели появляется информационное окно. Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст.

Переход к следующему слайду — по кнопке «К компоновке».

Компоновка вертолёта

Слово педагога: Займёмся компоновкой, а вернее, составим технический облик нашего вертолёта. В задании перед вами перечислены разные компоненты. Ваша задача — отметить галочками те, которые точно необходимы нашему вертолёту. Напоминаю, что вы всегда можете заглянуть в справочник.

Раздаточный материал, стр. 4

Обучающиеся выполняют задание и отвечают по очереди, какие компоненты они отметили. Педагог отмечает компоненты и нажимает кнопку «Далее». Когда выбор сделан верно, появляется информационное окно, что компоновка подобрана.

Слово педагога: Всё верно, ребята. Задача вертолёта грузопассажирской авиации — быстрая и безопасная перевозка грузов и людей на максимальные расстояния. Носилки и тепловизоры оставим для спасательного вертолёта.

Переход к следующему слайду — по кнопке «Перейти к расчётам».

Часть 3: Расчёт параметров

Задача обучающихся — назвать верные значения для заполнения формул. Педагог вносит значения в пробу, и расчёт производится автоматически.

Радиус

Слово педагога: Теперь переходим к самому важному — к расчётам. Задача — выбрать нужные значения для формулы и рассчитать радиус несущего винта (R), чтобы вертолёт смог подняться в воздух. На первый взгляд формула кажется сложной, но наша с вами основная задача — подобрать верные значения из уже известных нам данных. Тогда система сама рассчитает нужные значения. Посмотрите внимательно на условия и данные, которые представлены у вас на черновом чертеже. Запишите, чему равны значения m01 и p, впишите их в формулу, чтобы рассчитать радиус.

Обучающиеся подбирают значения.

Слово педагога: Давайте посмотрим, что у вас получилось и сверим ответы. Какое значение у параметра m01?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Верно, подъёмная масса нашего вертолёта 11 500 кг. А какую величину вы выбрали для значения p?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Так и есть. Для вертолёта со взлётной массой в 11 500 кг (входит в диапазон от 7 до 15 тонн) подходит значение p ≈ 500 н/м2.

Механика для педагога в пробе: выбрать верные значения m01 и p (11500 и 500

соответственно) на слайдерах, поставить бегунки в эти значения и нажать на кнопку

«Готово». При выборе верных параметров появляется ответ и информационное окно. Ответ 9,5.

Раздаточный материал, страница 5.

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст информационного слайда.

Мощность

Слово педагога: Необходимо сделать ещё несколько расчётов, чтобы понять, какая силовая установка подойдёт нашему вертолёту. Сначала нужно выбрать окружную скорость лопастей. Внимательно изучите все данные и посмотрите, какое из предложенных на слайдере значений подходит для величины ωR.

Раздаточный материал, страница 6.

Слово педагога: Какое из предложенных на слайдере значений подходит для величины ωR?

Ответы обучающихся. Педагог ставит бегунок на слайдере в позицию 220.

Слово педагога: Шаг 2. Вычисляем крейсерскую скорость. Давайте определим, какие значения нам нужно вписать в эту формулу?

Ответы обучающихся.

Далее обучающиеся озвучивают нужные значения для первой формулы, педагог вписывает их в формулу в пробе, при правильных значениях получают автоматический расчёт.

Также с остальными формулами по очереди.

Недостающие значения вписать в формулы, каждая последующая ячейка активируется нажатием на кнопку «Далее».

Слово педагога: Верно: I — 1,1, р — 500 н/м2, с величиной ωRмы с вами тоже определились, она равна 220 м/с.

Слово педагога: Итак, крейсерская скорость равна 163 км/ч. Шаг 3. Теперь вычисляем удельную мощность. Какие значения вписываем?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Давайте попробуем: ωR= 220 м/с, V3 = 4 330 747, р = 500, V = 163. Удельный расход топлива силовой установки Nвзл равен 10,32.

Следующий расчёт поможет нам вычислить потребную мощность двигателя. Шаг 4. Какие данные нам нужны?

Ответы обучающихся.

Слово педагога: Nвзл равен 10,32 — мы её только что рассчитали. Подъёмная масса и ускорение свободного падения указаны в условиях. Потребная мощность двигателя у нас получилась 1 370 кВт.

Слово педагога: Шаг 5. Осталось подобрать комбинацию двигателей. Давайте прочитаем точное задание.

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст. Обучающиеся предлагают варианты ответов.

Слово педагога: Отлично, ребята! Действительно, два двигателя №1 или два двигателя №2 в сумме нам дают нужную мощность. Оба ответа будут верными.

Механика для педагога: выбрать двигатель, количество меняется кнопками «+» и «–», нажать кнопку «Готово». При правильном решении появляется информационное окно. Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст.

Переход к следующему слайду — по кнопке «К чертежам».

Часть 4: Работа над чертежами

Слово педагога: Ребята, вы прекрасно справились с таким сложным и очень важным этапом в работе инженера-конструктора. Расчёты произведены, и вы готовы к следующему этапу — работе с чертежами. Перед вами чертёж вертолёта, но на нём есть ошибки. Ваша задача —

найти эти ошибки и отметить их на чертеже. Обратите внимание на миниатюру вертолёта в левом нижнем углу — она поможет вам в поисках. Вперёд!

Обучающиеся выполняют задание.

Слово педагога: Ребята, кто что нашёл?

Обучающиеся озвучивают ответы, педагог кликает мышью на области ошибок. При верном выборе место ошибки выделяется красным кружком.

Раздаточный материал, страница 7.

Слово педагога: Что предлагаете сделать дальше? Подготовить новый чертёж без ошибок или отправить этот?

Ответы обучающихся.

Педагог, модератор-ученик или любой желающий зачитывает текст. Переход к следующему слайду по кнопке «Перейти к финалу».

Заключительный экран

Раздаточный материал, страница 8.

Слово педагога: Мы с вами прошли, на мой взгляд, очень интересную профессиональную пробу. Давайте подведём итоги.

Заключение

Рефлексия

Слово педагога: Ребята, как вам сегодняшняя проба? Было сложно?

Ответы обучающихся.

Впереди вас ждёт ещё множество интересных профессий. А сейчас хочу предложить вам поделиться впечатлениями и обсудить сегодняшнее занятие.

Вопросы для обсуждения:

Ребята, что было самое интересное для вас? Что узнали новое для себя?

Какой этап показался вам самым интересным?

Что в работе инженера-конструктора вам показалось самым сложным?

Кто из вас хотел бы стать инженером-конструктором? В каком направлении? Какими качествами должен обладать инженер-конструктор?

Педагог комментирует ответы и мнения ребят, делится своими впечатлениями.

Слово педагога: Ребята, я очень рад(-а), что сегодня мы с вами вместе попробовали себя в роли конструкторов вертолётов. Мы все отлично справились, и я думаю, что кто-то из вас в будущем обязательно выберет для себя этот интересный и увлекательный профессиональный путь.

Карточка профессии «Инженер-конструктор»

Дополнительные материалы приложены к сценарию занятия. Заранее распечатать карточку профессии (можно одну на класс, на команду или отдельно для каждого ученика).

Слово педагога: У нас с вами осталось последнее задание. Оно не обязательное, но будет здорово, если у каждого из вас получится его выполнить. Наверняка, кто-то из вас обратил внимание, что на финальной страничке профпробы есть «Артефакт».

При наличии технической возможности, открыть «Артефакт» в классе.

Каждый из вас может поделиться своим личным впечатлением, написать отзыв о своих новых знаниях, открытиях. Может что-то вас удивило, впечатлило, заинтересовало. Эта карточка будет размещена (педагог говорит, где), и вы всегда сможете её заполнить.

Профиград

Слово педагога: И в завершении нашего занятия хочу сказать, что в виртуальном городе профессий Профиграде вы сможете самостоятельно пройти эту и другие профпробы, а ещё там вас будут ждать дополнительные бонусы за их прохождение. Я благодарю вас за урок.

Сегодня мы с вами отлично поработали.

Материалы для класса

Материалы по теме